ЯЗЫК КИНО: «Страсти по Андрею»

В 1967 году состоялась ограниченная премьера фильма с одноименным названием, критика не восприняла фильм, у многих он вызвал смешанные чувства. Почти шестнадцать лет фильм «пролежал на полке» и только в 1987 году стал известен широкому зрителю.
Почему?
Это был необычный взгляд художника на историю и культуру Руси XIV-XV веков.
Исследователь творчества Тарковского Майя Туровская писала: « Это огромный кинематографический цикл о жизни и деяниях художника, которые в отличие от социальных утопий способны преобразить мир в гармонию».
Фильм создает впечатление черно — белых тонов истории и жизни, для многих зрителей он кажется жестоким: набеги, сплошные пожоги, голод, нашествие чумы. Автор обнажает действительность истории.
«Даже» (?!) Андрей Рублев, как истинно верующий человек не задумывается об откликах современников в отношении его работ, он творит не для толпы, а для Господа. Конечно, для многих это непонятно.

Сам Тарковский так писал о своём фильме:
“Если бы мы пошли по пути воссоздания живописной традиции, живописного мира тех времен, то возникла бы стилизованная и условная древнерусская действительность… Одна из целей нашей работы заключалась в том, чтобы восстановить реальный мир XV века для современного зрителя, то есть представить этот мир таким, чтобы зритель не ощущал «памятниковой» музейной экзотики… Для того чтобы добиться правды прямого наблюдения — правды, если можно так сказать, «физиологической»,— приходилось идти на отступления от правды археологической и этнографической”
Я думаю и выбор актерского ансамбля не случаен.
Фильм поражает своей правдивостью. Смотришь, как прикованный. Искания, внутренняя духовная борьба Рублева вызывает сопереживание.
Особенно врезалась в память финальная новелла «Колокол».
В разрушенном городе Владимире нужно отлить новый колокол для звонницы храма. Слуги князя пытаются отыскать колокольного мастера, но после набега и эпидемии в живых никого не осталось. Единственный, кого им удалось найти — это юноша Бориска, сын одного из мастеров, который якобы знает «секрет литья». Князю не остаётся ничего другого, как поручить несовершеннолетнему парнишке отливку огромного колокола. Бориска, понимая всю ответственность задачи, возглавляет работу артели в сотни человек. Сложнейший заказ князя выполнен, и в установленный срок колокол поднят на временную звонницу для испытаний. Наступает момент истины, язык колокола, раскачавшись, касается стен инструмента и могучий голос плывёт над землёй. Рублёв, наблюдающий это чудо, решает завершить обет молчания, наложенный на самого себя в течение пятнадцати лет, и говорит Бориске:

«Вот пойдем мы с тобой вместе. Ты колокола лить, я иконы писать… Какой праздник для людей…»

И ощущаешь всеми фибрами души, насколько тяжек порой крест истинной Любви к ближнему своему и к Господу, и только, взирая на «Троицу» Рублева, понимаешь, какой она должна быть икона твоей жизни.

Валерия Абазова ( сайт "Наша Камчатка")

Метки: