А.А. Остапенко «От педагогики небытия – к педагогике бытия!»

Региональный этап Рождественских чтений – время знакомства с интересными людьми. В этом году гостем наших чтений стал Остапенко Андрей Александрович, профессор Кубанского университета, Екатеринодарской духовной семинарии и Высших богословских курсов Московской духовной академии. Приводим краткие выдержки из его выступления на открытии чтений. 

В последние годы реформаторы стремительно спешили нашу столетиями выстроенную инертную систему общего образования привести к общему знаменателю с Западной системой: к Болонской системе, внедрению ЕГ и других новшеств. И вдруг, после изменения политической ситуации, после присоединения Крыма, стало понятно, что Запад нас уже давно не ждёт, западу мы не нужны, и мало того, ценности когда – то христианского Запада, уж  совсем не те. Честно говоря, мне совсем не хочется, чтобы наши дети погружались в общество узаконенных бородатых девок, в общество, где узаконены лёгкие наркотики, в общество, где узаконены  налоги с публичных домов,  эвтаназии, семьи с тремя родителями и всех остальные мерзости так называемого свободного мира.

 В декабре 2010 года в нашей стране велась  дискуссия по национальному воспитанию, в связи с событиями на Манежной и Болотной площадях. По  поводу национального воспитания, президент Владимир  Путин сказал, что живя в прежние годы в  благополучном Ленинграде, ни у кого из его жителей никогда не было и намёка на межнациональные конфликты, потому что детям в каждой школе, в Доме пионеров, в каждом ЖЭКе внушали  чувство уважения и дружбы к  людям другой национальности,  а не толерантности!

            Сегодня становится понятно, что нам необходимо отказаться от воспитания в детях западных культурных ценностей: конкурентности, толерантности, мулькультурализма, партнёрства, индивидуализма, потребительства,  в пользу традиционных российских ценностей. В 2008 году на озере Селигер на большом молодёжном форуме  у одного большого начальника нашей страны спросили: «Каким Вы видите идеал современного молодого человека?»  И он сказал: «Современный человек  — это конкурентно-способный и успешный лидер».

Нас учителей в наших педагогических институтах учили:  «Человек — это всесторонне развитая и гармоничная личность». Педагог по научному коммунизму  всегда донимал нас вопросом, сколько должно быть сторон у всесторонне развитой личности, чтобы она была всесторонне развита. Считалось пять: умственная, нравственная, эстетическая, трудовая, физическая. В некоторых учебниках прибавляли ещё какие-то стороны, и их получалось восемь: патриотическая, экономическая, экологическая. Как себе можно представить, что  современный человек  станет конкурентно-способным и успешным лидером. Так как я учитель физики и математики, то я напрягаю свое математическое мышление, и вспоминаю,  что нас учили доказывать теоремы через придел. Вот доводим всё до предела, утром просыпаемся, а все вокруг конкурентно — способные и успешные лидеры.

И   если мы поверим этому большому начальнику, то произойдёт парадокс! Вот я зайду в класс и скажу детям, кто хочет быть конкурентно-способным и успешным лидером? И они все закричат: « Мы хотим!»… А не получится. Потому что идея конкуренции предполагает что?- Селекцию: и люди разделятся на тех, кто выиграл эту конкуренцию, и на тех, кто её не выиграл. И вот во время молодёжного форума на Селигере я спросил министра образования Андрея Александровича Фурсенко:  «Вы так интенсивно реформируете нашу школу, по всей видимости, она вас чем-то не устраивает? Скажите чем? И можете ли Вы внятно сформулировать, какая задача стоит перед современной школой? » И он честно ответил, что советская школа его не устраивала тем, что она пыталась формировать человека творчества, а сегодняшняя российская школа должна готовить современного квалифицированного потребителя. Значит для тех, кто не станет конкурентно способным и успешным лидером уготована участь современного потребителя. Слава Богу, что не в одном государственном документе это не было прописано! Нам теперь предстоит  вернуться к воспитательной работе с традиционной ориентацией. Вернуться к воспитанию своих традиционно православных ценностей: любви, заботе, доверию, милосердию, даянию, к советским ценностям  — коллективизму, уважению, солидарности, жертвенности, почитанию  старших, любви к Отечеству. Мы сто лет назад отказались от образцов христианской святости, а  25 лет назад мы закрыли музеи Боевой и трудовой славы и отказались от образцов подвижничества и героизма советских времён. А взамен получили кукиш в виде конкурентно способного лидера.

Ведь наши сегодняшние дети не хотят быть похожими на православных подвижников, ни на советских героев, они сегодня мечтают стать олигархами, фотомоделями,  спортсменами, которым за ноги платят больше, чем профессору за умную голову. Патриарх Кирилл призвал нас не делить историю России на плохую и хорошую, а учится  брать из истории Отечества всё то, что было создано в ней ценного: соборность, справедливость , державность,  солидарность, достоинство и державность, вера. «Жизнь сегодня изменилась, но человеческие ценности всегда остаются неизменными», — подчеркнул в своём выступлении президент Владимир Путин. Он отметил, что нужно воспитывать патриотизм, честность, любовь, доброту, отзывчивость, ответственность, чувство долга, мужество. Вот она форма воспитания для сегодняшнего учителя

 Я  школьный учитель, работаю в сельской школе уже 30 лет,  к нам  спускают до сих пор циркуляры, заставляющие нас разъяснять и прививать детям толерантность, мулькультурализм  и прочие западные ценности.  Для того чтобы привести всё в норму, нужно осуществить, на мой взгляд, три простых понятных шага.

 Первый шаг. Прекратить образование называть услугой, а учителя педофициантом. Педофицианту никто не скажет: «Учитель перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени!» Школа  — это не место предоставления услуг, школу нельзя ставить в один ряд с химчисткой, парикмахерской, школа не должна быть фрагментом  школы потребления, иначе мы будем выращивать только потребителей. Хватит нам называть школьное образование услугой, а учителя представителем образовательных услуг. Это не честно.

 Шаг второй. Нужно сказать, что грех имеет одно простое тактико-техническое свойство: он чрезвычайно приятен и лёгок в усвоении. Когда воспитательная практика профилактирования пороков  доминирует над практикой взращивания добродетели — это не нормально. Когда в школах уделяется пропаганде антинаркотиков, антиспида, антитеррора больше чем взращиванию добродетелей, то эти «анти» будут непременно процветать.   Как- то мы зашли с моей маленькой дочкой в школу, а она научилась рано читать. Она прочла  плакат, на котором маленькая девочка в парадной форме изображена со  страшным изъязвлённым старушечьим лицом и фразой: «Если ты будешь употреблять наркотики, ты станешь такой! «Пап, что такое наркотики? – спросила меня 4-летняя дочь. И нужно понимать, что интерес в ребёнке уже пробужден.

В одной из школ Улан-Удэ был вывешен плакат, где было обозначено 12 мест, куда можно заложить бомбу, я думаю, что десять из них мне и в голову даже  не приходили. Когда я вижу в школе плакат губернаторской программы Антиспид  «Твой друг презерватив», я сразу вспоминаю пословицу: «Скажи мне кто твой друг?» Это не нормально!

Понятно, что взращивать добродетель гораздо труднее, чем грех. И если у нас воспитательная работа и деньги, которые на это тратиться в 90 % случаев будут направляться  на профилактику гадостей, то эти гадости будут процветать, потому что про них помнят. Чем больше мы будем профилактировать грех, тем больше он будет процветать. Христианское учение говорит нам, что добро может быть без зла, а вот зло без добра не существует! Зло есть дырка в добре! Зло это небытие!

 Я вспоминаю  1986 год, родительское собрание в школе  и родители, которые озабочены тем, чтобы их дети кем-то стали в этой жизни: врачом, инженером, лётчиком и учителем, честным человеком! Чтобы он был, был, был! Сегодня прихожу на родительское собрание в 11 класс, где учатся мои дочери, то сегодня от родителей  слышу совершенно другое: чтобы мой ребенок не стал бандитом, не стал алкоголиком, не стал наркоманом, девицей лёгкого поведения! Родители озабочены о небытии! Не был, не был, не был! И если у родителей хватает сил удержать ребёнка от этого порока, то у родителя уже не остаётся  сил, чтобы взрастить в нём что-нибудь хорошее.

Третий шаг. От педагогики небытия – к педагогике бытия! Уйти от педагогики профилактики гадостей, к педагогике — взращивания добродетелей! Уйти от педагогики толерантности, к педагогике любви, дружбы, уважения. И мы знаем, что импортозамещение ценностей в образовании точно начнётся, поскольку первые лица и государства, и церкви об этом уже сказали! Нам это импортозамещение ценностей надо делать быстренько,  не дожидаясь циркуляров. И необходимо как можно быстрее  возвращаться к своим традиционным ценностям!

Информационный отдел епархии.

Фото Лигостаевой С.Н.