Хиротессия во чтеца

Все мы, присутствуя на богослужениях, несомненно, обращаем внимание на людей, на которых возложено алтарное послушание. Среди них и юноши, и мужчины, нередко можно увидеть и совсем молодых ребят. Они – главные помощники священника и диакона: следят за благолепием, чистотой и украшением алтаря, готовят все необходимое для службы. Кроме того, алтарники часто читают во время богослужения (Апостол, часы, паремии, кафизмы и др.), а также украшают богослужение: предшествуют с зажженными свечами выходу священнослужителей и выносу святынь. Алтарник – это трудное и почетное послушание.

Может быть, не все знают, что среди алтарников есть люди, прошедшие специальное посвящение, которое называется хиротесией во чтецы.

В Православной Церкви существует четкая иерархия степеней священно– и церковнослужителей. К священнослужителям относятся епископ, священник и диакон. Епископ (архиерей) имеет благодать совершать все Таинства и руководить церковной жизнью. Священник, по слову Божию, душу полагает за овцы своя; он поставлен Богом совершать Бескровную Жертву и молиться за всех христиан. Диакон призван творить служение при Святых Тайнах, он возглашает прошения и призывает собравшихся к молениям. Посвящение в эти степени производится через Таинство священства (хиротонию). С момента сошествия Святого Духа на апостолов через это Таинство продолжается в Церкви преемственное поставление пастырей от Господа.

Остальные, те, кто прислуживает в алтаре, называются церковнослужителями. Некоторые церковнослужители, а именно: чтецы и иподиакона, могут посвящаться в соответствующие чины священнодействием (но не рукоположением, не Таинством священства), которое называется хиротесией.

Остальные церковнослужители не получают никакого специального посвящения, чтобы участвовать в церковных службах, помогая священнослужителям. Это светские лица, избираемые из благочестивых мирян.

Степени низших клириков не богоучережденны, они введены в жизнь Церкви исторически, они не существовали в ней с самого начала. Но уже в апостольский век в христианском богослужении участвовало множество должностей служителей, на которых возлагались обязанности, подобные тем, какие исполняют ныне церковнослужители. Но по сравнению с первыми веками, в наше время в Православной Церкви осталось меньше степеней низших клириков – только иподиаконы и чтецы.

Чтение в храме всегда было неотъемлемой частью богослужения Церкви Божией. В Новом Завете чтение в храме освятил Сам Господь Иисус Христос, когда «вниде… в день субботний в сонмище и воста чести» (Лк. 4, 16). В первые века Христианской Церкви читать в храме могли все члены Церкви. Впоследствии это служение закрепилось за лицами, особенно искусными в чтении, – чтецами. Звание чтеца в Древней Церкви пользовалось высоким уважением, оно давалось как награда за особое достоинство и твердое исповедание Христовой веры. На должности чтецов в древности начинали свое служение многие выдающиеся деятели и отцы Церкви — святые Василий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст и другие.

За Божественной литургией в кафедральном соборе 9 сентября 2012г. Владыка Артемий совершил хиротессию во чтеца раба Божия Георгия. В течение девяти лет Георгий Георгиевич несет послушание прораба на строительстве собора. Около месяца назад Владыка благословил Георгию паномарить в алтаре.  В этом году он поступил на сектор заочного обучения в Николо-Перервинскую семинарию. Если Господь сподобит, то может он станет и священником, а пока, чтобы Георгий не ослабевал в трудах, он был удостоен чина чтеца.

 

Информационный отдел епархии

Метки: