Выступление Ю.С. Васечко во время рождественских Парламенстких встреч в Законодательном собрании Камчатского края

Юлия Сергеевна Васечко — религиовед, учитель МХК, преподаватель культурологии, методист Лаборатории истории и культуры, религий мира МИОО, автор учебника по предмету «Основы Православной Культуры». По приглашению Архиепископа Петропавловского и Камчатского Артемия прибыла в нашу епархию для участия в региональном этапе Рождественских чтений.

Предлагаем Вашему вниманию текст выступления Ю.С. Васечко перед депутатами во время парламентских встреч в Законодательном собрании Камчатского края.

avaВремя в современном мире во многом изменилось, сегодня развлечения и удовольствия – главное в жизни молодёжи. А ведь лучшие из наших предков жили по совершенно другим жизненным установкам. Такие слова как — служение, жертвенность и любовь были для них главными и основными. И наша задача раскрыть детям красоту православной жизни, дать им понять, что в этом и состоит смысл человеческой жизни на земле. Но просто хороших слов не достаточно, дети и так каждый день слышат эти слова от родителей. Мне кажется, чтобы ребёнок вдохновился нормальной жизнью, нужно тщательно подбирать образы и определения, чтобы они воздействовали на сознание ребёнка.

Приведу несколько примеров построения уроков, которые помогают в сознании детей связать прошлое и настоящее и воспитать в них патриотическое отношение к Отчизне  и собственному отношению к миру и православию.

Рассмотрим ежедневные  слова из нашего обихода: спасибо, прощай и милости просим. О чём они говорят? Спасибо – это молитва за человека (спаси Бог), прощай – это готовность к примирению, — вдруг мы скоро не увидимся, или увидимся ещё не скоро, прости меня, как я тебя прощаю. Милости просим – это словосочетание вообще уникальное! Скажите,  кто его произносит, входящие или хозяева? Какой милости просит хозяин, у нищего, который пришёл  просить у него хлеба, Казалось бы, все должно быть наоборот. Но когда мы разбираем сакральный смысл этой фразы, то оказывается, что больше милости получает тот человек, который отдаёт.

Есть две радости в жизни: когда ты получаешь подарок, но есть ещё  большая радость. Какая она? Детям показать красоту этой радости мы можем через картины художников, рассматривая которые мы подводим ребят к мысли, что радость эта — защита Отечества. Ведь Родина это место, которое доверено тебе предками.

iНапример, есть знаменитый портрет генерала Александра Алексеевича Тучкова, который пал смертью храбрых в сражении при Бородино. Марина Цветаева посвятила герою стихи. Вдова генерала  М. Тучкова основала в 1939 году Спасо-Бородинский монастырь и вместе с другими вдовами героев Бородинского сражения стала насельницей этого монастыря. Сегодня мы   показываем предкам памятник-храм, который был построен в поминовение героев Бородинского сражения.

Что же нам мешает восстановить то, что заповедано героями нашего Отечества. Если мы будем жить по принципу, который нам подарила западная культура с лозунгом «Бери от жизни всё!», то мы просто предадим память всего русского народа.

Но что может сделать подросток, которому всего 11 лет? Мы стараемся подвести его к мысли, что он может изменить отношение к жизни, может встать в один  ряд рядом с теми героями, которых так чтит наша русская земля.

Когда мы знакомим ребят с иконописными изображениями, то рассматриваем их не просто как художественный памятник, мы раскрываем смысл произведения через его язык. И оказывается, что Рождество – это не запечёный гусь в яблоках и украшенная елка с подарками.  Смысл его состоит в том, что в празднике Рождества открывается нам сам Христос, который отдает себя людям. Младенец в яслях настолько туго спелёнат, что не может даже пошевелится. И этот приём говорит нам о том, что всемогущий Бог становится беспомощным человеком. И отдаёт себя миру, а изображение пещеры, говорит о другой пещере – погребальной, куда Христа положат так же туго спелёнатым, но уже в погребальной плащанице.

Такие символы и образы вокруг нас практически везде. Так, например, можем рассмотреть герб Москвы. О чем говорит это изображение? Георгий Победоносец поражает дракона, тем самым рассказывая нам о победе добра над злом. Дракон – символ зла, а св. вмч. Георгий, –  святой всадник, побеждает это зло, но на самом деле эта победа принадлежит не ему. А кто же в итоге победитель? Рука святого, поражающая дракона, держит копие, а в правом верхнем углу иконы ещё одна рука – рука благословляющая, это — Божие благословение. Именно божественная сила дана Георгию, для того, чтобы он победил. Здесь формула победы звучит так: «Решимость человеческая и сила Божия!»

zajcev-e-moleben-na-borodinskom-poleКак можно педагогу раскрывать ценностные категории, когда в современном мире они утрачивают свою популярность? Яркий тому пример – смирение. Говоря о смирении, практически все люди представляют образ забитого и униженного человека.  Но глядя, например, на икону блгв. кн. Феодора Ушакова никому  и не придёт в голову посчитать его «забитым». Всей своей жизнью Адмирал Ушаков показывает нам яркий образ настоящего смирения. Ни одну победу он себе не приписал, а писал в донесениях: «Слава Богу, и мужеству моих матросов!»

Образ кротости мы также можем почерпнуть из образа воинов русской армии. Когда в 1814 году русская армия вошла в Париж, то не занималась ни мародерством, ни пустым и бездумным уничтожением чего-либо. Парижане бросали цветы под ноги нашим солдатам. А. С. Пушкин писал: «В Париже мы, где факел мщения!». И дальше поэт рассуждает  о том, что русский воин являет христианский идеал – выбивает меч из рук врага, когда враг приходит на родную землю, но не издевается над врагом, если тот уже повержен или пленён. Есть предел злу и всякий христианин знает этот предел. Кроткий  – это сильный человек, он способен остановить зло в себе самом.

Образ чистоты можно также раскрыть через жизнь величайших людей, которые имеют отношение к нашему Отечеству. Елизавета Фёдоровна Романова, одна из красивейших женщин Европы, в начале ХХ века  стала великой русской святой, будучи немецкой принцессой по происхождению. Одна из дочерей Николая II явила удивительный пример того, что имела чистое сердце и посвятила себя служению раненым во время Первой Мировой войны.

На уроках мы рассказываем о Сергии Радонежском, игумене Земли русской, о его подвижнических трудах. Рассказываем детям, что будучи настоятелем Троице-Сергиевой Лавры, подвижник трудился больше всех и давал своими подвигами пример всей монастырской братии. Если хочешь угодить Богу, то трудись Ему больше всех! На этом же уроке рассказываем о сербском патриархе Павле, который был настоящим молитвенником и подвижником наших дней.

После уроков об Александре Невском мы знакомим детей с нашими современными героями-воинами. Рассказываем о подвигах псковских десантников, о спецназовцах, погибших в Беслане при освобождении захваченной школы и др.

Мы своими уроками стараемся воспитать патриотов нашей Родины, будущих богатырей и её защитников. Мы хотим, чтобы в сердцах их звучал девиз спецназа: «Никто кроме нас!»

Наша первостепенная задача – суметь показать детям удивительную силу православного образа жизни и укрепить в них жизненный стержень, чтоб  добро шло из души самого ребёнка, чтобы эти знания зажгли в нём желание стать настоящим человеком.

Информационный отдел епархии.