«Святая Земля – родная Земля» Рассказ о паломничестве на Святую Землю

Гефсимания. Церковь святой Марины Магдалины

«Святая Земля – родная Земля для каждого православного христианина. Это давно понял и сердцем почувствовал русский человек, и с самого начала христианства на Руси непрестанной волной стремились русские люди в пределы Земли Обетованной». (Митрополит Нестор (Анисимов) «Святая Земля)

И до сего дня связь со Святой Землёй не порвалась и не прекратилась и наши соотечественники по — прежнему стремятся в Палестину, к дорогим нашему сердцу Святыням.

Рассказ о группе паломников побывавших вместе с клириком  Камчатской епархии протоиереем Виктором Музыкантом в Израиле:
Протоиерей Виктор Музыкант:

Когда прихожане изъявили желание поехать на Святую Землю,  они обратились ко мне.  Получив благословение  владыки Артемия,   стали собирать группу и готовиться к поездке. Решили ехать через фирму «Ковчег». Камчатская группа в составе 14 человек прихожан наших храмов вылетели в Тель-Авив 21 октября. Поселили нас в уютной гостинице недалеко от города   Вифлеем. Первая наша встреча на Святой Земле была со свт. Николаем Чудотворцем. Будучи в Палестине Святитель прожил три года в    деревеньке, где и стоит его храм.  Для всей группы это была духовная радость, перед его чудотворной иконой мы отслужили краткий молебен и спустились в нижний храм, где была его келейка. Служитель нам показал фото, на котором изображена женщина, молящаяся перед чудотворной иконой свт. Николая, а рядом отобразился стоящий и утешающий её святитель Николай. И  в наши дни мы можем увидеть проявления   невидимого духовного мира.

Посетили Елеонскую гору, спустились с горы пешком в город Иерусалим к храму Воскресения Христова. К радости нашей народу было немного и мы смогли приложиться благоговейно ко гробу Спасителя.

Группой прошли окрестности Иерусалима, по тем местам, которые связаны с именем  Господа. Побывали в Сионской горнице, где свершалась Тайная вечеря,  и  где произошло сошествие Святого Духа на апостолов в День Пятидесятницы.

Камчатские паломники

По дороге на Иордан  заехали на гору Искушений, где Господь готовясь к своему служению, пребывал 40 дней, и был искушаем дияволом.  На каждом Святом месте мы читали стихи из Евангелия соответствующие происходившему здесь событию или служили краткий молебен, пели величание или тропарь.

Божественная литургия  в храме Рождества Христова в Вифлееме, на которой Господь сподобил меня послужить, закончилась для наших паломников причастием. После службы направились в Иерусалим. Крестный ход  начали с  места, где жила Матерь Божия. Здесь небольшой храм и в нём находится чудотворная икона, которая у нас редко встречается: именуемая «Царица Царей». Божия Матерь изображена с императором Константином и святой царицей Еленой. Перед этой иконой  исцеляются многие болящие.

Отсюда мы прошли по Крестному Пути Господа с 14 остановками. Когда идёшь по этому пути, по улице сплошь торговые лавки и идёт бойкая торговля. Наш гид житель Израиля, бывший журналист, историк  по образованию  настроил нас на праведный лад , на каждой остановке мы пели тропарь «Кресту твоему, поклоняемся Владыка и Святое воскресение Твое славим!»

IMG-20181119-WA0005

Достигнув Храма Воскресения, мы  поклонились Камню Помазания и приложились ко Гробу Спасителя.

В Назарете,  побывали у источника, где по преданию Матери Божией явился с благовещением Архангел Гавриил.  Внутри католического собора,  стоящего недалеко от источника, находится дом праведного Иосифа, где проживала Богородица с младенцем Иисусом.

Мы имели возможность окунуться в Геннисаретском, понимая, что здесь Господь ходил по водам, здесь Он призвал и учил апостолов, обращался с проповедями к народу. На этом озере Он явился в третий раз по воскресении Своём апостолам и предложил  им пищу: печёную рыбу и хлеб.

После озера мы побывали на подворье Горенского монастыря, где находится источник «Глазной». В этом месте по преданию Господь исцелил Марию Магдалину от бесов. Здесь мы увидели ухоженный сад и два источника святой воды.

Побывали на Фаворе, где свершилось Преображение  Господне. Православные темнокожие паломники из Эфиопии  шумно  пели и гремели трещотками, и на ум пришло: «Всякое дыхание да хвалит Господа!».  Побывать там, где Господь показал своим ученикам Фаворский Свет для христианина — великое счастье.

IMG-20181119-WA0008

Елеонская гора. В том месте, где на камне отпечаталась стопа Господня при Вознесении. Когда-то здесь стоял монастырь, но его снесли.  Само место располагается на территории мечети, и над камнем мусульмане возвели каменный шатёр. Камень когда-то был с двумя отпечатками ступней Спасителя, но когда камень нашли,   его распилили и часть отвезли в Византию. В день Вознесения Господня здесь свершают службу многие церкви: и греки, и армяне, и католики, поэтому во дворе стоят престолы.

Потом побывали в греческом Вознесенском монастыре, храм был построен без разрешения властей. А земля в этих местах очень дорогая. В 90-ых годах здесь жил греческий  игумен со своей матерью. Стремясь отобрать землю, игумену всегда угрожали убийством. Когда   задуманное решили свершить, то к разбойникам вышла   мама игумена и ее убили. Мать игумена была женщиной благочестивой и претерпев мучения считается месточтимой    мученицей. Землю игумен не отдал. А когда он отлучился по делам, то приехала техника и стала крушить храм экскаватором, успели разрушить верхнюю часть, где  находилась икона Иисуса  Пантократора.Икону сняли и поставили возле ограждения. И вдруг  икона отделилась от стены и стала кружиться вокруг своей оси, и пошла на экскаватор. Техника вся заглохла. Когда разрушители всё это увидели, они в страхе бросили всё и убежали. Храм разрушен частично, его восстанавливают, а икона теперь находится в храме. Спустились вниз и побывали в Гефсиманском саду на месте, где в ночь перед своими страданиями Иисус молился до кровавого пота, здесь же совершилось предательство Господа Иудой. Посетили Русскую Церковь. Она находится в Гефсимании, недалеко от гробницы Богородицы, на склоне Елеонской горы. Построена Императорским палестинским обществом на средства императорской семьи, в память об императрице Марии Александровне. Освящена в 1888 г. в честь святой Марии Магдалины. С 1921 г.  в церкви хранятся мощи святых преподобномучениц великой княгини Елизаветы и инокини Варвары.

Для нас было интересно узнать, что архимандрит Антонин Капустин, который долгое время возглавлял Русскую Духовную Миссию,  свершил на этой Земле очень много великих дел. В Горненском монастыре мы побывали в храме Всех Святых в земле Русской просиявших и приложились к чудотворной Казанской иконе Божией Матери. В храме хранится много мощей святых. Когда в Палестине случился великий мор, то монахи перед иконой читали акафист Божией Матери 12 раз, и болезнь отступила. Но традиция читать акафист 12 раз перед иконой в День Казанской Божией Матери осталась.

Молебен перед погружением в воды Иордана

Три паломницы из с. Козыревск, прихожанки храма поделились своими впечатлениями от поездки

Минькова Людмила: Когда собиралась в поездку, испытывала какой-то страх и волнение, даже неуверенность. А так как мы сельские  жители живём общиной, то одной мне ехать не хотелось и я, посоветовавшись с руководителем группы, предложила еще двум нашим прихожанкам поехать со мной.

Поездка от начала до конца получилась очень удачной, хорошо организованной паломнической службой «Ковчег». Но, пожалуй, самое замечательное в организации  поездки было то, что с нами был священник отец Виктор Музыкант. Он был один на всю сводную группу из 38 человек. С ним мы были под защитой от всяких непредвиденных обстоятельств и ситуаций. Молитвы, Святые Таинства, пение тропарей и акафистов — все это было с батюшкой Виктором. И наша козыревская группа выражает ему благодарность и признательность за духовную поддержку.

Всё это придавало нам духовных сил  и возможность глубоко прочувствовать присутствие Господа, Богородицы и Святых. Нас впечатляло всё: древние города, храмы и монастыри, природа и река Иордан!

В реке мы приняли омовение. Все паломники надели белые длинные рубашки, о. Виктор пропел водосвятный молебен и мы по очереди окунулись в священные воды. Невольно слёзы катились из глаз. Здесь народ Израиля под предводительством Иисуса Навина перешёл Иордан и вступил на Землю Обетованную после 40-летних скитаний по пустыне. Посетили древний город Иерихон, видели дерево Закхея

IMG-20181119-WA0108

Валентина Малых:  С особым волнением ожидали посещения храма Рождества Христова. Ведь по преданию он построен на том месте, где Господь явился миру и нам, грешным людям. Весь храм величественен и торжественен. Высокие колонны разделяют храм на три части. В верхней —  образы Святых,   со свода  спускаются гирлянды лампад и рождественские шары, иконостас украшен Вифлеемской звездой.  Нам не терпелось увидеть чудотворную Вифлеемскую икону Богородицы,  и встреча эта состоялась. На иконе редкое изображение, где мы лицезреем добрую улыбку и счастливое лицо Божией Матери. С трепетом и волнением спускались в Пещеру Рождества,   поклониться  этому святому месту. Отец Виктор служил  Божественную литургию с греческими священниками, после которой мы сподобились причаститься.

Все испытывали радость и счастье, что  соприкоснулись с целой христианской эпохой, такой далёкой, но дорогой и близкой сердцу каждого христианина.

Тамара Супрунец: «До сих пор нахожусь под впечатлением необычных дней, пребывания на Святой Земле. Но самый яркий для меня — это Крестный путь Христа, по которому он шёл на Распятие! Осилив весь  путь с остановками и пением тропарей, мы поднялись на Голгофу, затем припали к Камню Помазания, где Господь лежал после снятия с креста. В  храме Воскресения  меня охватило необъяснимое чувство – всё во мне волновалось и трепетало . Я ощутила необыкновенный прилив  сил и духовных переживаний. Припадая к  Святым местам, мы не стеснялись своих эмоций, плакали и молились, как и тысячи паломников со всего мира».

Микульский Юрий отправился в паломничество с женой и дочкой. Его жене Людмиле пять месяцев назад была сделана операция на колено. Какова же сила воли была у этой женщины, что, несмотря на  трудности передвижения, она вместе со всеми прошла весь паломнический путь.

Отец Виктор с Сестрой милосердия

Микульский Юрий: В храме Рождества Христова  Божественная Литургия свершалась греческими священниками, которая проходила у яслей Господа. Нам же на службе довелось спеть «Отче наш» на русском языке. А само причастие уже было совершено в верхнем храме. В Гефсиманском саду за небольшим ограждением находились оливковые деревья, которые  «видели» Господа. В древнейшем городе Палестины Яффа приложились к мощам праведной Тавифы. В перерывах между экскурсиями нам даже удалось поплавать в Средиземном море.

В городе Лидда мы посетили гроб Георгия Победоносца, воина-христианина, пострадавшего в Риме во время гонений на христиан при императоре Деоклитеане.  Над ракой,  висят его кандалы, к которым богомольцы прикладываются.

Когда мы были у Гроба Господня, то я увидел людей из многих стран мира. После посещения Святой Земле Евангелие наполнилось для меня  особым смыслом, а душа просветлела

В последний день поездки о.  Виктору посчастливилось приобрести в книжной лавке книгу митрополита Нестора (Анисимова) «Святая Земля». Владыка Нестор в 1934 году 12 дней пребывал на Святой Земле. В заключение поездки Владыка писал: «В Святой Палестинской Земле мы проходили страницу за страницей самого Евангелия, были свидетелями всего Христова делания, там совершавшегося. Живое Евангелие раскрывалась перед нами, и в наши грешные души бросало оно живые немеркнущие искры. Для нас память об Обетованной земле будет драгоценным факелом  на священном пути к Горнему Вышнему Иерусалиму – нашему Небесному Отечеству».

Каждый паломник, побывавший на Святой Земле, переживает подобные чувства, которые испытывал  владыка Нестор.