Роль Русской Православной Церкви в победе в Великой Отечественной войне

1Широко известно высказывание, которое показывает важную роль великого святого – преподобного Сергия Радонежского в истории Великой Руси: «Святой Сергий Радонежский был духовным отцом Куликовской победы». Тогда преподобный провёл огромную работу по идейной и духовной подготовке русского народа к борьбе против поработителей, по воспитанию свободолюбия и уверенности в собственных силах в духе Святого Православия. Он сам посещает враждующих между собой князей, примиряет и объединяет их для святой цели – освобождения Родины от чужеземного ига. Более того, прп. Сергий, принимая у себя, в обители, князя Дмитрия Донского и его воинство, благословляет освободительную армию и его предводителя, отправляя двух своих иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябя. Появление монахов-воинов в рядах русского воинства поднимает дух последних, которые преисполняются верой в грядущую победу. Армия Димитрия Донского одержала славную победу, сокрушив силы зла. А в течение всего времени, когда шла битва, преподобный Сергий Радонежский, душою присутствовав на поле брани, молился за победу русского оружия.

Точно так же, не преувеличивая, скажем словами митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского), что Церковь создавала «нравственные условия победы. Эти нравственные условия, владеют и победоносным воинством, которому нужно воодушевление… Такими нравственными условиями успеха воинского оружия являются: твёрдая вера в Бога, благословляющего справедливую брань, религиозный подъём духа… Этот источник неисчерпаемый, никогда не идущий на убыль, источник веры с порывом покаяния, исправления жизни… Он питается и возгревается молитвами, подвигами и – вместе – в них находит своё выражение. Он производит в народе, и в войске то истинное воодушевление, которое является залогом верной победы, ибо при таком настроении народ побеждён быть не может.» (Журнал Московской Патриархии, 1943, №1, стр. 9 – 10). Сам же митрополит Алексий (будущий Патриарх) в годы войны никогда не разлучался со своей паствой в осаждённом Ленинграде. Постоянно служил в немногих действующих храмах, проповедовал, ободрял паству, призывал к патриотическому служению.

31 января 1945 г. в московском храме Воскресения Христова открылся Поместный собор Русской Православной Церкви. Тогда Патриарший Местоблюститель митрополит Алексий выступил с докладом о патриотической деятельности Церкви в годы войны. Он подчеркнул, что «вещественные жертвы» Церкви (за годы войны духовенством и верующими было собрано и передано в фонд Красной Армии более 300 миллионов рублей, чему следует добавить значительное число драгоценностей, цветных металлов, облигаций и т. п., переданных в патриотические фонды, а также сбор продуктов питания и одежды на нужды Красной Армии) были лишь малой долей в общем деле помощи, какую оказала Церковь в годы войны Отечеству. К месту добавить, что будущий Патриарх в 1943 году, будучи митрополитом в осаждённом Ленинграде, в письме к митрополиту Сергию сообщает, что в церквах многострадального Ленинграда, верующими, измученными страшным голодом, холодом, лишениями, было собрано около пяти с половиной миллионов рублей на постройку танковой колонны «Димитрий Донской» (Одинцов М. И. «Власть и религия в годы войны», М. 2005г.).

В своём Пасхальном послании того же года митрополит Алексий обращаясь к духовенству и верующим осаждённого Ленинграда словами небесного утешения и ободрения говорит: что Православная Церковь «поднимала дух безмерной любви к Родине, волю к победе», давала «утешение страждущим, скорбящим, унывающим». В храмовых богослужениях, в молитве верующие черпали «единственное утешение в душевных страданиях, в боли сердца за дорогих сродников, проливающих кровь за Отечество, за своих сынов, погибших смертью героев на полях сражений». На духовной высоте были и пастыри Церкви, которые «неленостно выполняли своё святое послушание, невзирая на неимоверные трудности, связанные с военным положением, особенно в местностях, в которых происходили военные действия; ежедневно, и не один раз в день, исполняя просьбы своих пасомых, совершали они богослужения, молясь за живых и за умерших, совершая церковные таинства в духовное подкрепление страждущих душевно» (Журнал Московской Патриархии, 1945, №2, стр. 40 – 42). В постановлении после прозвучавшего доклада Собор призвал всех верующих к продолжению «беззаветного служения дорогой Родине» (там же).

Русская Православная Церковь стояла рядом с советским народом с самого первого дня Великой Отечественной Войны. Символичен и наделён глубоким смыслом и значением тот факт, что первый день войны – 22 июня 1941 года был особенным днём для православных россиян: в этот воскресный день отмечался праздник всех  святых в земле Российской просиявших. Как обычно, в этот день Патриарший Местоблюститель митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) служил в кафедральном соборе. После службы он узнаёт трагическую весть: германская армия перешла советскую границу, бомбит и уничтожает города и посёлки, рекой проливается кровь граждан Советского Союза. Молча удалившись в свою комнату – келью, он через некоторое время выйдет оттуда с текстом обращения.  В своём «Послании духовенству и верующим в связи с началом Великой Отечественной Войны» митрополит Сергий, среди прочих, пишет: «Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину… они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят ещё раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой… Но не первый раз приходится народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью, и на сей раз Он развеет в прах фашистскую вражескую силу… Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может… Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг. Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу!»

Помимо молитв и благословений, Церковь способствовала победе, как уже сказано, материальными средствами. Это пожертвования Церкви – священнослужителей и мирян в денежном виде (несколько сот миллионов рублей), продовольствием, одеждой, подарками для Красной Армии и раненых бойцов, золотом, драгоценностями и т. д. 30-го декабря 1942 года митрополит Сергий призывает к пожертвованиям на танковую колонну имени Димитрия Донского. В призыве он пишет: «Благословив Димитрия Донского на Куликовскую битву с мамаевыми полчищами, преподобный Сергий Радонежский послал в ряды русских войск двоих сподвижников из числа монахов Троицкой лавры… Видя их в своей среде, русское воинство воочию убеждалось, что за святое дело спасения родины оно благословляется Православной Церковью, что молитвы Сергия сопровождают их на поле битвы… Повторим же от лица всей нашей Православной Церкви пример преподобного Сергия Радонежского и пошлём нашей армии на предстоящий решающий бой, вместе с нашими молитвами и благословением, вещественное показание нашего участия в общем подвиге: соорудим на наши церковные пожертвования колонну танков имени Димитрия Донского» («Русская Православная Церковь в советское время», книга 1. Сост. Г. Штриккер, М. 1995, стр. 336-337). После призыва митрополита массы верующих о отзывались зову Предстоятеля Церкви. Деньги на строительство танков собирались и на оккупированных территориях. Так, на находящейся в немецкой оккупации Псковщине было собрано 500 000 рублей. Благодаря пожертвованиям верующих на танковом заводе в Челябинске были построены 40 единиц новейших танков Т-34, которые 7 марта 1944 года были переданы Красной Армии митрополитом Николаем (Ярушевич). Танковая колонна участвовала в освобождении Украины, Белоруссии, Молдавии. Кроме танковой колонны, на собранные Церковью средства была построена аэроэскадрилья «Александр Невский».

В годы войны многие священнослужители активно участвовали в обороне городов и сёл, за что многие из них награждались медалями и наградами. Так, многие священники удостоились медали «За оборону Ленинграда», 16 человек из числа духовенства городов Москвы и Тулы, особо проявивших себя в патриотической деятельности, а также управляющий Московской епархией митрополит Николай награждались медалями «За оборону Москвы».

По данным «Докладной записки Председателя Совета по делам РПЦ Г. Г. Карпова в ЦК ВКП о состоянии и деятельности Русской Православной Церкви» от 30 августа 1945г. явствует, что на территории Союза тогда имелось 75 действующих православных монастырей, из них женских 42 с 3125 монашествующими и мужских 33 с 853 монашествующими (Одинцов М. И. «Власть и религия в годы войны», М. 2005, стр. 452). Согласно известному историку А. И. Белашову, «в значительной части монастырей были устроены госпитали, которые находились на полном содержании и обслуживании монашествующих» (А. И. Белашов «Очерк истории Петропавловской и Камчатской Епархии», книга 3, Петропавловск-Камчатский, 2009). В Красноярске, в годы войны, в должности главного хирурга тыловых госпиталей подвизался епископ Лука (Войно-Ясенецкий), учёный – медик, совершая чудеса веры и медицинской науки, спасая десятки тысяч жизней.

Не осталось в стороне во всенародном деле выковывания великой победы и наша Камчатская епархия, хотя, она принимала участие «со стороны». Ведь в 1921 году в маньчжурском городе Харбине, где насчитывалось более 20 православных храмов, епископом Камчатским Нестором (Анисимовым) было организовано Камчатское подворье, именуемое «Особой епархией», «Камчатской епархией в изгнании». В составе подворья, помимо школы, типографии и монашеской обители, входили Скорбященский храм и Дом милосердия. Подворье действовало до 1945 года, а Дом милосердия – до 1962 года, когда китайская коммунистическая власть упразднила его. Последний стал поистине домом приюта и утешений для многих раненых и искалеченных; благодаря энергичной деятельности архиерея, в «Особой епархии» непрерывно собирались пожертвования для нужд страждущих, а молитва об освобождении Родины и о скорейшей победе неумолкаемо звучало во всех храмах дальневосточного Харбина.

В завершение следует отметить, что патриотическая позиция и деятельность Православной Церкви имели особое значение для православных христиан СССР, миллионы которых участвовали в боевых операциях на фронте и в партизанских отрядах, трудились в тылу. Такая позиция Церкви была особенно важна в свете значительного роста религиозности в стране в годы войны как среди мирного населения, так и среди военнослужащих. Как факт признания патриотической деятельности Православной церкви в годы Великой Отечественной войны можно расценивать решение советского правительства о предоставлении мест на гостевых трибунах у мавзолея Ленина руководящим деятелям церкви во время Парада Победы 24 июня 1945 г.

История являет нам примеры того, что именно православная вера формирует и сохраняет в обществе подлинный патриотизм и трезвое, без перегибов, национальное самосознание. Сегодня нельзя это не учитывать, как нельзя не учитывать и то, что Русская Православная Церковь открыта для власти и общества к сотрудничеству на благо нашей любимой Родины.

Информационный отдел епархии