Престольный праздник нижнего храма Кафедрального собора

8 сентября, в день Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, Архиепископ Петропавловский и Камчатский Феодор совершил Божественную литургию в нижнем Владимирском храме Кафедрального собора. Его Высокопреосвященству сослужили: протоиерей Виктор Музыкант, ключарь Кафедрального собора; иерей Георгий Малый, клирик собора; иерей Роман Никитин, клирик Кафедрального собора; иеромонах Моисей (Тесленко), руководитель отдела строительства и архитектуры.

В своем слове после богослужения Архиепископ Феодор рассказал о заветной святыне Русской земли — иконе Пресвятой Богородицы «Владимирская», которая первой из Богородичных икон оказалась на Руси.

IMG_4219

Владимирский образ Божией Матери, который чествует в этот день Святая Церковь, является одним из наиболее любимых и почитаемых Богородичных образов на Руси. Согласно Преданию, он был написан апостолом и евангелистом Лукой еще при земной жизни Пресвятой Богородицы. Основой для иконы послужила доска от стола, за которым собиралось для трапезы Святое Семейство – Господь наш Иисус Христос, Его Пречистая Матерь и праведный Иосиф Обручник. Пресвятая Богородица, впервые увидев этот образ, благословила его словами: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».

В 1131 году Матерь Божия посетила Своей иконой русские земли – святой образ был прислан из Константинополя на Русь князю Мстиславу и поставлен в Вышгородском Девичьем монастыре. А вскоре после этого, в 1155 году, святой князь Андрей Боголюбский перенес икону в город Владимир, где поместил ее в воздвигнутом им Успенском соборе. С того времени благословленный некогда Самой Пречистой Матерью образ стал именоваться Владимирским.

Событие сре́тения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, ежегодно воспоминаемое Церковью 8 сентября (н. ст.), относится ко временам, не самым легким в истории государства Российского. В далеком 1395 году хан Тамерлан (Темир-Аксак), беспощадный и жестокий военачальник, вознамерился завоевать русские земли и покорить всех живущих на них наших предков. Его войско уже подходило к берегам Дона, оставив позади себя захваченный город Елец, когда из Москвы во Владимир было срочно отправлено духовенство, а время наступившего Успенского поста объявлено временем покаяния и сугубых молитв к Богу о помиловании.

По окончании Литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы в городе Владимире духовенство приняло образ Божией Матери и с ним крестным ходом направилось к Москве. Священнослужителей сопровождало большое количество народа, молитвенно взывавшего к Божией Матери с просьбой защитить русскую землю от иноплеменников. И горячие слезные мольбы к Царице Небесной не остались безответными.

В то время, когда крестный ход с иконой подходил к Москве, Тамерлан предавался отдыху в своем шатре. Вдруг во сне он увидел Величавую Жену, Которая повелела ему немедленно покинуть пределы России. Устрашившись необычного видения, предводитель иноземных захватчиков отдал своим войскам приказ повернуть обратно и идти прочь от русских земель.

В память о чудесном избавлении России от Тамерлана в Москве, на месте встречи крестного хода с Владимирским образом Пресвятой Богородицы, впоследствии возник Сретенский мужской монастырь, а само событие сретения чудотворной иконы было увековечено ежегодным всероссийским празднованием 26 августа (8 сентября).

в статье использованы материалы сайта stsl.ru