Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в кафедральном соборе

27 сентября 2013 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, епископ Петропавловский и Камчатский Артемий совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Святой Живоначальной Троицы. Его Преосвященству сослужили клирики собора.

Накануне, 26 сентября 2013 года, в канун праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, по благословению епископа Петропавловского и камчатского Артемия в кафедральном соборе был совершен чин воздвижения Креста.

Справка: После того как свершились величайшие события в истории человечества – Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, св. Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 г. Святые места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на некоторых были построены языческие храмы.

Обретение Честнаго Креста имело место в царствование св. равноапостольного Императора Константина Великого. По сообщениям церковных историков IV в., мать Константина, св. равноапостольная Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также св. Крест, чудесное явление которого явилось для св. Константина знаком победы над противником.

Точная дата обретения Честнаго Креста неизвестна; по-видимому, оно имело место в 325 или 326 г. После события обретения Честного Креста в Иерусалиме очень скоро установился обычай ежегодно в память этого события, а также в память освящения («обновления») иерусалимского храма Воскресения Христова (храма Гроба Господня) совершать чин Воздвижения Креста.

Неотъемлемой частью богослужения праздника Крестовоздвижения является Чин Воздвижения Креста. Выйдя с Крестом на средину храма предстоятельствующий епископ или иерей полагает его на аналое, кадит крестообразно и молча делает перед ним три поклона; затем, взяв Крест с аналоя и держа его двумя руками, он обращается лицом к востоку. Сослужащий ему диакон, держа в левой руке свечу, а в правой кадило, возглашает: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей молимся Тебе, услыши нас, Господи, и помилуй, рцем вси». Певцы начинают петь первую сотницу «Господи, помилуй».

Предстоятель трижды осеняет Крестом к востоку и затем, под пение первой половины сотницы, медленно наклоняется, как говорит типикон, «елико пядию отстояти главе от земли». Склонившись так низко, он снова медленно и постепенно, пока певцы поют вторую половину сотницы, поднимает голову, выпрямляется и воздвизает Крест «горе», а затем, под пение заключительного «Господи, помилуй», осеняет им трижды к востоку. После сего он, то есть предстоятель, обращается лицом к западу. Диакон переходит на противоположную сторону и, стоя перед Крестом, произносит: «Еще молимся о стране нашей, властех и воинстве ея, рцем вси». Певцы поют вторую сотницу «Господи, помилуй», а предстоятель воздвизает Крест, подобно тому, как он совершал это на восток.

Далее предстоятель обращается лицом к югу, и после прошения диакона: «Еще молимся об оставлении грехов Великого Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и всего во Христе братства нашего, о здравии и спасении, рцем вси», совершает третье воздвизание, певцы же поют третью сотницу «Господи, помилуй».

Затем следует четвертое воздвизание, лицом к северу, чему предшествует прошение диакона: «Еще молимся о всякой душе христианской, скорбящей же и озлобленней, здравия, спасения и оставления грехов требующей, рцем вси».

Таким же образом совершается пятое воздвизание снова к востоку, по произношении диаконом: «Еще молимся о всех служащих и послуживших во святей обители сей (или храме сем) отец и братий наших, о здравии и о спасении и оставлении грехов их, рцем вси». Пропев пятую сотницу «Господи, помилуй», певцы поют: «Слава и ныне», кондак праздника: «Вознесыйся на крест волею…» Предстоятель кладет святой Крест на аналой и вместе с сослужащими ему поет трижды: «Кресту Твоему…» Это же поют трижды певцы, после чего начинается поклонение святому Кресту и его целование.

Чин Воздвижения Креста является неотъемлемой частью богослужения праздника Крестовоздвижения. В современной практике Русской Церкви чин Воздвижения Креста совершается в соборах, а в монастырях и на приходах – по благословению правящего архиерея.

Предлагаем вашему вниманию фоторепортаж с праздничного богослужения:

Информационный отдел епархии

фото Лигостаевой С.Н. 

по материалам статьи диакона Михаила Желтова и А.А. Лукашевича «Воздвижение Креста Господня» из 9 тома «Православной Энциклопедии», а также «Чин Воздвижения Креста» Н. Успенского, профессора Ленинградской духовной академии

Метки: , ,