О жизненном пути Валентина Григорьевича

«В нынешней литературе

 есть имена несомненные,

без которых представить ее

 уже не сможем ни мы, ни потомки.

 Одно из таких имен -

Валентин Григорьевич Распутин».

Иван Панкеев, писатель, журналист

О жизненном пути Валентина Григорьевича можно ознакомиться в десятках статей посвященной критике его произведений разных лет. Но лучше всех о своем жизненном пути рассказать может сам великий русский писатель. В пятом номере журнала  «Роман-Газета» за 2005 год опубликована его автобиография, где он весьма скромно в свойственной только одному ему манере и согласно своему особому самобытному стилю  пишет о себе так:

«Родился (1937 г.) и поднялся в деревне на реке Ангара, среднюю школу закончил в районном поселке Усть-Уда (рассказ «Уроки французского»). Затем Иркутский университет, историко-фолологический факультет, после которого семь лет работал в иркутской и красноярской молодежных газетах. В 1965 году на совещании молодых писателей Сибири и Дальнего Востока на счастье попал в семинар к Владимиру Чивилихину. Мои первые рассказы ему, что называется, «пришлись», и они были напечатаны. В 1967 г. был принят в Союз писателей.

Мои работы : «Деньги для марии» (1967), «Последний срок» (1970), «Живи и помни (1974), «Прощание с Матерой» (1976), за которые и был зачислен в отряд «деревенщиков». Званием «деревенщика» я горжусь, эта литература свое дело делала на совесть.

Награждался в старые и новые времени орденами, получал литературные премии.

В 80-ых годах теперь уже прошлого столетия с головой окунулся в общественно-охранительную работу: борьба за Байкал, против поворота северных и сибирских рек, против разрушение деревни, за памятники истории и культуры и вообще за сохранение исторической памяти…

Девяностые годы и разграбление России пережил тяжело. И рассказы того времени, недавняя повесть «Дочь Ивана, мать Ивана», конечно мало утешит читателя. Но я и не ставлю такой задачи — утешать. Это реальность, какая она есть. И герои мои, и сильные, и слабые, я надеюсь взаимодействуют в ней так, что появляется и утверждается надежда на общее укрепление. Я верю в него».

Данное автобиографическое описание своей жизни Валентина Григорьевича созвучны с мнением Сергея Залыгина в статье «Народность», где в частности о характере писателя и его литературном подходе сказано следующее: «Сколько раз приходилось мне  убеждать Распутина в том, что его произведения – высокохудожественны, он не верил. И ведь действительно – его сомнения и становятся для нас истиной. Не будет их не будет и ее… Он никогда не пропагандирует, не обращает меня в свою веру. Отнюдь, он все время намекает: «Брось ты меня читать, ничего я тебе не обещаю. Ничего интересного, ничего завлекательного и даже – ничего нового, никакой особенной информации… Высоких слов я сам боюсь как огня, а без высоких – к чему я тебе?». Вот в этом всем и есть Валентин Григорьевич Распутин – скромный русский человек, христианин, Великий народный писатель, защитник «русской деревни» во всех ее проявлениях.

О какой вере идет речь? Какую веру исповедовал Валентин Григорьевич? Ведь он никогда в широких кругах и громогласно не заявлял о своей вере. Его вера полностью отображена в его произведениях, в которых он ведет во многом автобиографичный тихий и обстоятельный рассказ о жизни простых людей. Их размеренной жизни, в которой не мало радости и столько же человеческого горя. В них он восхваляет доброту поступков, добрососедскую взаимовыручку, человечность и сплоченность в отношении друг к другу. Все просто, как весь мир, который на сегодняшний день, к сожалению, во многом утратил свою простоту, ту простоту, которую в народе всегда называли «святой»!

В рассказе «Уроки французского», посвященном матери своего друга и выдающегося русского драматурга А. Вампилова он описывает тяжелое послевоенное время. В этом произведении Распутин рассказывает о своем детстве, когда с пятого класса он переезжает жить в районный центр, где начинается его самостоятельная жизнь. Героиня рассказа молодая учительница  французского языка помогает своему ученику, которому приходится ради продолжения учебы жить в дали от родной матери впроголодь. Чтобы не оскорбить чувства подростка, нарушая все нормы педагогической этики, она нарочно проигрывает ему деньги в «пристенок». За, что в последствии, и была уволена со своей работы. По словам автора книги о Распутине Светланы Семеновой, перед нами «случай такой анонимно-самоотверженной помощи, которую в Древней Руси называли «незаметной милостыней» и считали единственно нравственной. В этом произведении Распутин раскрывает всю свою любовь к просвещению. В своем поселке Аталанка он впоследствии на собранные им по всему белому свету деньги отстроил в камне школу, а в поселке Усть-Уда деревянный храм. Восполнив, таким образом, духовный вакуум своей деревенской юности  лишенной в годы его детства и школы и церкви.

В повести «Деньги для Марии» Распутин описывает простую человеческую жизнь, в которой, на ровне с добром и милосердием, живут человеческие пороки – скупость, жестокость и подлость. Одной простодушной продавщице единственного сельского магазина, которая зачастую давала в долг продукты своим односельчанам грозит тюрьма. Что бы не оставить детей без матери, ее муж решил просить у людей деньги для возмещения недостачи. В этом произведении четко прослеживаются грани человеческих отношений, когда чужая беда обнажает в людях их истинную сущность, являясь для каждого персонажа рассказа испытанием совести. Кузьма приходит в дома близких и дальних, с просьбой занять деньги в долг и встречает со стороны окружающих совершенно непредсказуемую реакцию обрисованную автором произведения с большой психологической глубиной. В произведении автор передает переживания главного героя, человека простого и светлого, лишенного всякого лукавства и вскрывает реалии современного общества погрязшего в сребролюбии и корысти. Он во сне представляет былые времена, когда так запросто можно было бросить клич о помощи и тебе в шапку без счета и расписок накидают деньги, не спросив при этом о сроке их возвращения. Но сон остается только сном и вот наш герой стоит на пороге квартиры своего брата и твердит как молитву: «Молись Мария»! – не зная при этом, откажет он ему или нет.

В произведении «Последний срок» автор повествует об умирающей старой женщине Анне, которая предчувствуя приближение смерти приглашает к себе своих детей, что бы в последний раз повидаться с ними. Дочь Люся, приехав и застав мать в живых, сразу отправилась обратно. А остальные дети, решив насущные проблемы предстоящих похорон, позабыв о живой матери, предались пьянству. Но осчастливленная приездом своих детей старуха чувствует прилив жизненных сил. В итоге вся водка выпита, дети разъехались. Оставшись снова в одиночестве старуха умирает. В этом произведении автор подчеркнуто констатирует утрату лучших человеческих чувств и семейных связей современным обществом в которой видит угрозу самого его существования.

Литературное наследие Валентина Григорьевича дышит любовью к Родине, русской деревне и простым людям, в которых он видит подлинных носителей русской культуры, традиций и веры. В защиту простого человека он оставил заветные слова: «Не лезьте в душу народную. Она вам неподвластна. Пора бы это понять, — и далее дает наставление всем нам как жить что бы не утратить человеческий облик, — когда все хорошо, легко быть вместе: это как сон, знай дыши, да и только. Надо быть вместе, когда плохо — вот для чего люди сходятся, — а о старости к которой приближала и его «река жизни» оставил меткое изречение — «человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть ребенком». «Распутин — не использователь языка, а сам — живая непроизвольная струя языка. Он — не ищет слов, не подбирает их, — он льётся с ними в одном потоке. Объёмность его русского языка — редкая средь нынешних писателей» — такими словами описал литературный талант писателя Александр Солженицын.

 В последние годы писателя смерть часто приходила в его жизнь. В 2006 г. в авиакатастрофе в Иркутске погибает дочь Мария, затем, в 2012 г. ушла в путь всея земли жена Светлана Ивановна. К этому времени Валентин Григорьевич сам уже серьёзно страдал онкологическим заболеванием. Последние же события окончательно подорвали его здоровье. Накануне смерти он впал в кому, из которой не выходил четыре дня, и скончался, не дожив всего дня до даты своего рождения. На смерть писателя Арсений Замостьянов написал следующие трогательные слова: «Он ушёл накануне дня рождения. Удивительно, многие названия лучших повестей и рассказов Валентина Григорьевича Распутина годятся для названия мемориальной статьи: «Прощание с Матёрой», «Последний срок», «Поминный день»… Он всегда видел жизнь в ореоле вечности, больше всего ценил память о прошлом, память поколений».

Валентина Распутина похоронили в Иркутске на территории Знаменского монастыря. Проститься с писателем пришли более 15000 человек. Святейший патриарх Кирилл в своем слове после отпевания писателя в Храме Христа Спасителя сказал: «Почивший принадлежал к числу тех наших выдающихся современников, кого еще при жизни считали классиком, на чьих книгах выросло не одно поколений читателей. Творчество Валентина Григорьевича проникнуто горячей любовью к России и ее народу. Он был настоящим художником слова, глубоко чувствующим самобытную красоту и силу русского национального духа. Всю свою жизнь писатель посвятил служению непреходящей Истине, которую обрел в Православной Церкви, став ее верным сыном».

иеромонах Иннокентий (Деньщиков)