День памяти Святителя Иннокентия Московского, апостола Сибири и Америки

6 октября Русская Православная Церковь чтит память Святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского. Жизнь этого святого была тесно связана с Камчаткой. Преподобный Иннокентий стал первым православным епископом Камчатки, Якутии, Приамурья и СевернойАмерики, был сподвижником генерал-губернатора Восточной Сибири графа Н. Н. Муравьёва-Амурского в освоении Дальнего Востока и просвещении его коренных народов. В день чествования памяти Иннокентия (Вениаминова) в Кафедральном соборе Святой Живоначальной Троицы была совершена праздничная литургия с вынесением мощей Святителя Иннокентия. 

Святитель Иннокентий, митрополит Московский (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов), родился 26 августа 1797 г. в селе Ангинском Иркутской епархии в семье пономаря. Мальчик рано усвоил грамоту и с 7 лет уже читал Апостол в церкви. В 1806 г. его отдали в Иркутскую семинарию. Здесь, как лучшему воспитаннику, юноше дали фамилию Вениаминов, в честь почившего Иркутского архиепископа Вениамина (+ 8 июля 1814 г.). 13 мая 1817 г. он был рукоположен в диакона к Благовещенской церкви Иркутска, а 18 мая 1821 г. — во священника.

Три года он про­ходил священнослужение в Благове­щенском храме в Иркутске, проявив себя ревно­стным и усердным пастырем. В 1824 году буду­щий святитель, вместе с другими священнослужителями Иркутской епархии, получил от епар­хиального начальства письменное приглашение на миссионерское служение на Алеутские ост­рова. Вначале он отказался, но затем, вняв призыву Божию потрудиться на ниве духовного просвещения, дал свое согласие. Вместе с женой, тещей и детьми священник Иоанн Вениаминов отправился в семимесячное, весьма опас­ное, путешествие из Иркутска на северо-восток.

В 1840 году священник Иоанн Вениаминов прибыл в Петербург, чтобы напечатать осуществленные им научные труды и переводы Священных книг на алеутский язык. К этому времени он овдовел. По решению Святейшего Синода он был постри­жен в монашество и принял рукоположение во епископа Камчат­ского и Алеутского. Еще 28 лет святитель Иннокентий трудился на огромных просторах Камчатки и Восточной Сибири, Амурского и Уссурийского краев, просвещая светом веры Хри­стовой коряков и чукчей, тунгусов и якутов, ламут и юкагир, а также другие народ­ности, не приобщенные к христианской культуре и цивилизации. Под непосредственным руководством и при ближайшем участии святителя Иннокентия были осу­ществлены переводы Евангелия и некоторых других Священных книг на якутский и тунгусский языки, составлены соответ­ствующие словари и грамматика. В 1852 году Якутская область была отчислена к Камчатской епархии и г. Якутск стал резиденцией святителя Иннокентия. Учи­тывая кочевой образ жизни якутов, он благословил устраивать в населенных пунктах небольшие часовни, а приходских священников снабдил переносными анти­минсами, чтобы они могли почаще посе­щать эти часовни, а в случае необ­ходимости совершать богослужения под открытым небом.

Шестнадцать лет провел священник Иоанн Вениаминов на Алеутских остро­вах и на острове Ситхе. Он сумел овладеть алеутским языком и различными наре­чиями местных племен. Переплывая с острова на остров, часто подвергаясь смер­тельной опасности, претерпевая всякую нужду и лишения, неутомимый миссионер продол­жал благовествовать веру Христову. Он крестил тысячи людей, перевел на алеутский язык Евангелие, катехизис и некоторые богослужебные книги. В редкие часы отдыха будущий святитель занимался метеорологическими наблюдениями, вел этнографические записи, описывал быт и нравы местных жителей. Эти труды были изданы в 1840 году в трех томах и назывались «Запис­ки об островах Уналашкинского отдела». В 1833 году святитель Иннокен­тий написал на алеутском языке одно из лучших творений православного мис­сионер­ства — «Указание пути в Царствие Небесное».

Святитель Иннокентий был замечательным проповедником. Совершая литургии, молебны и всенощные бдения, он неизменно наставлял паству. Во время многочисленных поездок святитель Иннокентий изучал язык, быт и нравы народов, среди которых проповедовал. Его труды по географии, этнографии и языкознанию получили мировую известность. Он составил алфавит и грамматику алеутско-лисьевского языка и перевел на него Катехизис, Евангелие и многие молитвы. Одно из лучших его произведений «Указание пути в Царство Небесное» (1833 г.) переведено на разные языки малых народов Сибири и выдержало более 40 изданий. Благодаря трудам святителя Иннокентия в 1859 г. впервые услышали Слово Божие и богослужение на своем родном языке якуты.29 ноября 1840 г. митрополит Московский Филарет совершил пострижение отца Иоанна в монашество с именем Иннокентий, в честь святителя Иннокентия Иркутского. 15 декабря архимандрит Иннокентий был хиротонисан во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. 21 апреля 1850 г. епископ Иннокентий был возведен в сан архиепископа.

Промыслом Божиим 5 января 1868 г. святитель Иннокентий стал преемником митрополита Филарета на кафедре Московских первоиерархов. Через Святейший Синод митрополит Иннокентий закрепил вековой миссионерский опыт Русской Церкви (еще в 1839 г. он предложил проект улучшения организации миссионерского служения). Попечением митрополита Иннокентия было создано Миссионерское общество, Московский Покровский монастырь преобразован в миссионерский, в 1870 г. учреждена Японская Православная Духовная Миссия во главе с архимандритом Николаем Касаткиным (впоследствии святитель Николай Японский, память 3/16 февраля), которому святитель Иннокентий передал многое из своего духовного опыта. Святитель Иннокентий преставился ко Господу 31 марта 1879 г., в Великую субботу, и погребен в Свято-Духовском храме Троице-Сергиевой Лавры. 6 октября 1977 г. Русской Православной Церковью святитель Иннокентий прославлен в лике святых. Память его установлено совершать дважды в год: 31 марта/13 апреля — в день его блаженной кончины, и 23 сентября/6 октября — в день прославления.

Мощи Святителя Иннокентия в алтаре Собора Святой Живоначальной Троицы

 

Информационный отдел епархии по материалам сайта pravoslavie.ru

Метки: ,