Архиепископ Артемий совершил паломничество на Святую гору Афон

ава17-22 марта 2017г. архиепископ Петропавловский и Камчатский Артемий совершил паломничество на Святую гору Афон.  В поездке Его сопровождали: епископ Чукотский и Анадырский Матфей (Копылов) и секретарь епархиального управления иеромонах Николай (Белозеров).

Из Москвы паломники долетели до города Салоники, где их встретил местный житель Людмил. На своем комфортабельном автомобиле он довез гостей до древнего города Уранополис.

«Эта поездка была весьма интересна, — вспоминает иеромонах Николай (Белозеров). – Расстояние между городами около 100 километров. Мы ехали около часа. По дороге встречались некоторые поселения. Мы ехали в послеобеденное время и практически не видели людей. Людмил нам объяснил, что греки просыпаются в 5-6 часов утра, а ложатся спать после 23 часов. Недостаток ночного сна они восполняют во время дневной сиесты (с двух до четырех часов дня)».

Афон расположен в непосредственной близости от Уранополиса. Афон – можно назвать автономной монашеской республикой. Попасть на его территорию — весьма непростое дело. Для этого один из святогорских монастырей должен выписать специальное приглашение на паломников, на основании которого составляется  специальный пропуск, который называется «Диамонитирион». В день Афон могут посетить всего 110 паломников мужчин, 10 из которых являются иностранцами.

Диамонитирион

У камчатских гостей была договоренность с молдавской келией, освященной в честь ап. Иоанна Богослова. Однако таможенник, посмотрев на паспорта паломников, покачал головой, заверив, что никаких приглашений на их имена не было. Возникнувшая проблема поставила под угрозу поездку на святую землю. Для разрешения вопроса на таможенный пункт приехал начальник молдавской кельи  монах Михаил. После длительных уговоров таможенник дал пропуск.

«В каждом монастыре есть свой особенный дух, — поделился своими впечатлениями иеромонах Николай (Белозеров). – Мы побывали во многих монастырях. Особенно запомнился монастырь Иверон. Его основали грузины в X веке, а сейчас там живут греческие монахи. В монастыре находится икона Божией Матери «Иверская». Иверон имеет множество святых мощей, больше, чем любой другой монастырь на Афоне. Библиотека монастыря насчитывает около 2 000 рукописей, 15 свитков и 20 000 печатных книг, большинство — на грузинском, греческом, еврейском и латинском языках. Когда заходишь в святую обитель, сразу чувствуешь, что в этом месте на протяжении целого тысячелетия люди возносят свои молитвы к Богу».

у Иверской часовни

Большое впечатление на паломников также произвел Ватопедский монастырь. По преданию монастырь в его нынешнем виде создан около 972—985 годов тремя богатыми и знатными людьми: Афанасием, Николаем и Антонием. Они приняли монашество и стали учениками преподобного Афанасия Афонского, который отправил их жить на то место где сейчас стоит Ватопед.

Главный собор монастыря освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Кроме соборного храма в обители ещё шестнадцать параклисов (небольших церквей). Монахи говорят, что если Афон – это сад Божией Матери, то в  Ватопеде  – ее Престол. Здесь хранится часть Животворящего Креста Господня, честной пояс Пресвятой Богородицы, частицы мощей святых: Григория Богослова, Андрея Критского и многих других известных святых.

столица Афона - Карея

в одном из Афонских храмов

Интересной особенностью Афона является, то, что здесь не принято носить предметы отличия священного сана (кресты, панагии и т.д.). На этой святой земле все равны.

Несколько озадачило паломников большое количество мальчиков-подростков в рясах и скуфейках. Оказалось, что это ученики местной богословской школы, которая называется «Афониада». Учебное заведение было основано в 1748 году Константинопольским Патриархом Кириллом V. Учиться в Афониаде имеют право не только мальчики из Греции и Кипра, но и других стран. Так, среди выпускников школы есть граждане России, Таиланда, США. Каждый учебный год школа набирает около 100 учеников возрастом от 12 лет. С родными и близкими воспитанники «Афониады» не имеют никаких контактов, школьные учителя заменяют им родителей, ведь вместе с детьми они молятся в храмах, трапезничают и живут.

Весь день афонских монахов построен вокруг богослужебного круга в соответствии с традициями, которые в монашеской республике остаются неизменными на протяжении сотен лет. На Святой Горе действует византийское времяисчисление. Новый день на Афоне начинается с закатом: как только солнце пропадает за горизонтом, стрелки часов переводят на полночь. В это время иноки собираются в храмах и совершают службу, которая длится около часа. После службы монахи расходятся по своим кельям и спят по 4-5 часов. После пробуждения иноки молятся в своих кельях. Такие каноны обычно длятся около 1,5 часов и определяются каждому монаху духовным наставником обители. После того, как молитвенное правило исполнено, иноки отправляются на службу, которая завершается большой литургией. По окончании службы монахи причащаются и отправляются на трапезу.

по дороге в келию старца Паисия

у келии старца Паисия

у

Монастырская трапеза — это не обычный прием пищи в мирском понимании. На Афоне это своеобразное продолжение молитвы, поэтому даже во время еды монахи продолжают молиться в своем сердце. Трапезы в монастырях обычно проходят очень быстро: 10-15 минут. В меню нет никакого мяса, только овощи, фрукты, оливки, мед, орехи, хлеб и иногда рыба. После трапезы монахи снова отправляются в свои кельи, где могут немного отдохнуть — не более двух часов — после чего насельники обителей выходят каждый на свое послушание. Стоит отметить, что послушание монахам выбирается индивидуально. Когда молодой инок попадает в монастырь, то игумен обители и братия монастыря присматриваются к новичку, чтобы определить его таланты и понять к какому труду, лучше всего приложить усилия монаха. Послушание имеет даже игумен монастыря, ведь совместная работа это основа общежительного уклада обители. Выполнив все послушания, монахи отправляются на вечернюю службу, а потом ужинают в трапезной. После ужина иноки расходятся по кельям и предаются молитве. Конечно, распорядок дня монахов от монастыря к монастырю может несколько отличаться, ведь в  каждой обители существуют свои законы и уставы, но они все равно остаются достаточно строгими.

в Пантелеимоновом монастыре

Помимо духовного укрепления камчатские паломники увидели и большое количество ревностных молитвенников. В греческих монастырях очень много молодых схимников. Схима – это высшая степень монашества, требующая соблюдения особо строгих монашеских правил. Удивительно, как много греков решились на такой подвиг, тем более большинству из них нет и пятидесяти лет, что считается молодым для этого пострига возрастом. Поездка оставила яркие впечатления в памяти и послужила очень полезным опытом.

з

ш

Информационный отдел епархии