ЭККЛЕЗИАСТ: О молитве Господней “Отче наш”. Славословия

Очень часто на огласительных беседах перед Крещием спрашивают, какие молитвы читать, что такое молитвенное правило? Можно ли некрещеным читать молитву «Отче наш»? Объяснить непонятные слова в молитве. Вопросов накопилось много, поэтому в рубрике «Господи, научи нас молиться» начинаем разбирать значение молитвы «Отче наш». Начало, часть 1, часть 2.

В предыдущих сообшениях мы разбирали ОБРАЩЕНИЕ в Молитве Господней “Отче наш”,
а теперь перейдем к СЛАВОСЛОВИЯМ:
«ДА СВЯТИТСЯ ИМЯ ТВОЕ», «ДА ПРИИДЕТ ЦАРСТВИЕ ТВОЕ».
«Да святится имя Твое»…
Именно эти слова (это славословие) следуют после обращения.
Святитель Григорий Нисский спрашивает:
«Да святится имя Твое…» Неужели имени Божию возможно не быть святым?!»
Он рассуждает далее:
«Да придет Царствие Твое»… Что же изъято из-под власти Бога, Который, как говорит Исаия, объемлет дланью все небо, горстью всю землю, в объятиях носит всю тварь и этого мира, и премирную (Исаия, глава 40, стих 12). Если имя Божие всегда свято, Его владычество всем обладает, во всем нескудный и совершенный – что выражает молитвы словами: «Да придет Царствие Твое»?

И святой Киприан будто отвечает:
«Мы просим у Него, чтобы Его имя святилось в нас».
«Должно стараться, чтобы и в нас имя Божие славилось», – просто говорит Святитель Тихон Задонский
Тертуллиан подтверждает:
«Когда не свято, когда не святимо имя Бога само по себе, когда Он из себя освящает всех?
Но если сонм Ангелов непрестанно взывает «свят, свят, свят» (Исаия, глава 6, стих 3; Апокалипсис, глава 4. Стих 8), то мы здесь научаемся воссылать к Богу небесный глас»
Иоанн Златоуст добавляет:
«Да святится имя Твое» – ничего не просить прежде славы Отца небесного, но все почитать ниже хвалы Его – вот молитва, достойная того, кто называет Бога Отцом!»
«Да святится имя Твое» – да благоговейно чтится, да имеется святым имя Твое у людей. Достигши столь высокой степени – называться сыном, невозможно не гореть любовью, которая заставит искать во всем славы Отца. Посему и говоришь: «да святится имя Твое» – свидетельствуя, что твое чаяние, твоя радость – есть слава Отца» – объясняет Святой Кассиан.
Закончим словами блаженного Августина:
«Чего ради просишь – «да святится имя Твое»? Оно свято. К тому же, когда просишь, святится имя Его, не о Нем ли Его просишь, а не о себе?. Но уразумей, что о себе. Ибо того просишь, что само в себе всегда свято, святилось в тебе.
« Да приидет Царствие Твое»
Объяснение дает Тертуллиан:
«Царствие, испрашиваемое нами у Отца небесного есть будущее царство по кончине мира. Мы молим Его о скорейшем пришествии сего царства.»
Вот еще одно объяснение, Святого Киприана:
«Мы испрашиваем Царствия Божия, то есть Царства Небесного, приобретенного кровью и страданием Христовым; ибо есть и царство земное».
Святитель Григорий Нисский глубоко раскрывает смысл изречения:
«Да придет Царствие Твое». Какое сладостное изречение! Им ясно приносим Богу следующее моление: «Да рассыплется сопротивная сила, да уничтожатся «иноплеменники», да прекратится всякая борьба!» Но неужели теперь только желательно, чтобы сделался царем Царь Вселенной, всегда Тот же, каков Он есть?»
Наши современники о Молитве Господней:
“Религиозные учения всех времён утверждают, что помимо материальной жизни существуют более высокие духовные существа (Ангелы), которые считаются бессмертными, свободными от всяких ограничений, связанных с их физическим существованием, независимыми от земного притяжения, способными появляться везде, где захотят или передвигающимися быстрее молнии.
Эти высшие существа не должны молиться о пришествии Царства Божьего, так как сами его населяют. Но ощущая и воочию видя великолепие, слаженность и величественность Божественной Вселенной на том уровне мироощущения, который мы себе не можем представить они, вероятно, также выражают свое славословие и преданность Создателю, и можно предполагать, что их слова по-человечески звучали бы именно как “Да святится имя твоё”.
Произнося Молитву Господню, мы мысленно соединяемся со всеми сотнями миллионов Христиан земли и даже со всем человечеством, потому что всем людям необходимо то, что упоминается в Молитве Господней, даже если многие этого не осознают. Но слова “Да святится имя твоё” образно стирают границы нашей маленькой планеты.
«Анализируя значение слов “Да приидет Царствие твое,” мы видим два важных положения. Чтобы “придти,” объект должен:
Ещё не быть в том месте, о котором мы говорим;
Уже существовать там, откуда он должен прийти.
Без сомнения, эти два заключения логически обоснованы в том случае, если слово “приидет” используется в своем основном значении. Если предположить, что упомянутое Царство еще не существует, то правильно было бы говорить “Да будет создано Твое Царствие” или “основано,” но не “приидет.” Если, с другой стороны, Царство Божье, упомянутое в Молитве, подразумевалось бы как уже существующее на земле, то было бы логично просить о процветании и расширении этого Царства, и, следовательно, слово “приидет” тоже не подходило бы. Поэтому, значение, придаваемое слову “приидет,” является верным».

Наталья Атрощенко («Экклезиаст» Журнал вопросов и ответов о Православной вере)

Метки: