ЭККЛЕЗИАСТ: Обсуждение Евангельских чтений

Богословские беседы по пятницам (Петропавловск-Камчатский, Ленинская, 8, кв.2 с 18 до 20 часов).

Обсуждение Евангельских чтений. Деян. 6: 1–7, Мк. 15:43–16:8, 1 Пет. 5: 6–14, Мк. 6: 7–13.

Отработали достаточно быстро.
«Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали. По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись» (Мк. 15:43–16:8). Отрывок из Евангелия от Марка честь недели жен-мироносиц, описывает происшедшие события. В подробностях у евангелистов есть разночтения (сравните, например, «персоналии», т.е. количество и имена пришедших женщин), но суть одна: прежде клявшиеся Христу в верности мужчины разбежались при аресте и отчаялись по Его смерти, и лишь женщины верно следовали за Ним и ко Кресту, и потом ко гробу, чтобы, хотя бы (как они полагали) помазать и перепеленать Иисуса как положено. Ну, они первые и узнали о Воскресении. :-)

Мк. 6: 7–13 «И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами. И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе, но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд. И сказал им: если где войдете в дом, оставайтесь в нем, доколе не выйдете из того места. И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу. Они пошли и проповедывали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли». Отправление Христом учеников на проповедь; здесь мы коснулись понятия апостольского достоинства и апостольского служения как основания Церкви: даже епископат «ниже по рангу», поскольку первые епископы появились, будучи поставлены именно апостолами (а не наоборот :-) ). С этим же логично связано апостольское преемство, хотя прямо мы его не обсуждали.

Деян. 6: 1–7 «В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки. И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере» – выбор первых диаконов древней Церкви. Проблема, которая потребовала такого решения – сродни современному национализму: христиане из иудеев презирали христиан из «эллинов» (причем не обязательно из натуральных греков – так называли и евреев, выросших вне Израиля, в эллинской культуре), так что пришлось избирать «семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости» (причем всех, судя по именам – именно из греков или «греческих евреев»), чтобы они следили за порядком. Вообще, отметили мы (и о. Александр подробно подчеркивал это еще на одном из прошлых занятий), само по себе национальное самоосознание, национальная гордость – не плохи, это необходимая основа существования нации как единого общества. Плохо, когда любовь к своим заменяется презрением и ненавистью к чужим, превращаясь таким образом в национализм (в худшем понимании этого слова) и фашизм.

1 Пет. 5: 6–14 «Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас. Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире. Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. Ему слава и держава во веки веков. Аминь. Сие кратко написал я вам чрез Силуана, верного, как думаю, вашего брата, чтобы уверить вас, утешая и свидетельствуя, что это истинная благодать Божия, в которой вы стоите. Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой. Приветствуйте друг друга лобзанием любви. Мир вам всем во Христе Иисусе. Аминь» – здесь основные мысли «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» и «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» – и вот этот вот «рыкающий лев» не просто красивый и хорошо запоминающийся художественный образ, но и прямое предупреждение. Любой человек, сколь бы высоко он уже не взошел, имеет шанс пасть, если не будет «бодрствовать» и помнить о Боге.

Андрей ЛяндзбергЭкклезиаст» Журнал вопросов и ответов о Православной вере)

Метки: