ЭККЛЕЗИАСТ: Господи, научи нас молиться! (продолжение) «ИЖЕ ЕСИ НА НЕБЕСЕХ»

Начало и продолжение здесь.

 «ИЖЕ ЕСИ НА НЕБЕСЕХ»

 
Обращение молитвы «Отче наш», звучит так: «Отче наш, иже еси на небесех». В предыдущих постах говорилось о начале обращения, теперь разбираем конец: «иже еси на небесех».
Святитель Иоанн Златоуст говорит по этому поводу:
«Когда говорит Господь в молитве «иже еси на небесех», то сим словом не заключает Бога на небе, но отвлекает молящегося от земли и поставляет его в превыспренних странах и горних жилищах…Он заповедал говорить: «Отче наш, иже еси на небесех», – не потому чтобы Бог находился только на небесах, но чтобы нас, ходящих по земле, озарив красотою небес, обратить туда».
О том же слова Блаженного Феофилакта:
«Словом – «на небесах» указал тебе Господь твое Отечество и на отеческий дом: посему, если желаешь иметь Бога Отцом, смотри на небо, а не на землю…»
Новую глубокую мысль находим у Святого Кирилла Иерусалимского:
«Небесами могут быть и носящие в себе «образ небесного» (Первое послание Апостола Павла коринфянам, глава 15, стих 49), которым Бог обетовал: «в вас вселюся» (Второе послание Апостола Павла коринфянам, глава 6, стих 16).
И в заключение глубочайшее высказывание Святителя Григория Нисского:
«Тебе, объявшему умом своим Бога, возможно немедленно быть на небе».

А это говорит в удивлении авиаконструктор 20 века И.И. Сикорский:
«… эта фраза заключает в себе более глубокий смысл. Имея право называть Создателя Вселенной “Отче”, человек может возомнить о себе более, чем ему дозволено. Эта вторая фраза, которую человек произносит с благоговением, любовью и по своей воле – как бы присягая перед этой жизнью и вечностью – возвращает его на свое место. Это место гораздо проще и скромнее, нежели небеса, где живут высшие бестелесные существа и – самое главное – Тот, кому человек хочет засвидетельствовать свою любовь, произнося Молитву Господню».

Наталья Атрощенко («Экклезиаст» Журнал вопросов и ответов о Православной вере)

Метки: