ЭККЛЕЗИАСТ: Литургия Преждеосвященных Даров

Богословские беседы по пятницам (Петропавловск-Камчатский, Ленинская, 8, кв.2 с 18 до 20 часов).
В начале занятия мы выслушали актуальные епархиальные новости:
– «Стояние Марии Египетской» (служба с полным чтением Великого канона Андрея Критского), в связи с совпадением с Благовещением, со среды переносится на понедельник (вечером), а соответствующая Литургия Преждеосвященных Даров – с четверга на вторник (утром). В среду–четверг 6–7 апреля празднуется само Благовещение: 6-го вечером всенощная, 7-го Литургия;
– 8-го апреля состоится наречение, 10-го рукоположение отца архимандрита Артемия во епископа Петропавловского и Камчатского. После этого они вместе с Владыкой Игнатием прибудут на Камчатку, и 14-го числа в драмтеатре состоится прощание с Владыкой Игнатием /встреча-знакомство с епископом Артемием.

Ну а далее разговор пошел собственно о Литургии Преждеосвященных Даров (далее, для скорости – ЛПрД).
Смысл ЛПрД – не разрывать для верующих общение (точнее – ПРИ-общение) со Христом. Дело в том, что в Посту «обычные» Литургии служатся только в дни субботы и воскресения (плюс одна – в праздник Благовещения), и чтобы не оставлять христиан совсем без причастия на протяжении недели, был принят такой чин. Служится ЛПрД по средам и пятницам шести недель Великого Поста, в четверг пятой седмицы (служба Марии Египетской – у нас в этом году, соответственно, перенесенная на вторник), в дни Сорока мучеников Севастийских (22 марта н.ст.) и (Первого и Второго) Обретения главы Иоанна Крестителя (9 марта н.ст.), понедельник-вторник-среду Страстной Седмицы. Ранее также был обычай служить ее в первые три дня Успенского поста, потом слился… то есть снялся… исчез, короче. :-)
Автором ЛПрД традиционно считается Папа Римский Григорий Двоеслов (7 в.). Однако сейчас уже известно, что это, скорее всего, ошибка афонских переписчиков, т.к. в источниках старше 14 века он таковым не упоминается, а чин сложился раньше, в первые века христианства, и как бы «сам собой». (То есть какой-то автор или авторы у него, конечно, были, но они неизвестны, а Папа явился, вероятно, лишь очередным редактором текста.) Дело в том, что тогда существовала практика раздавать Тело Христово мирянам, после чего они уносили Тело домой и там причащались самостоятельно. Соответственно, перед причастием читались некие молитвы, и оформление их в единое правило и послужило основание к составлению чина ЛПрД.
Сам чин ЛПрД представляет собой вечерню с присоединением Литургии, из которой убрана важнейшая часть – евхаристический канон (т.е., строго говоря, это уже и не Литургия как таковая), а причащение происходит заранее заготовленными Дарами. Ранее ЛПрД традиционно служилась вечером: по монастырскому уставу, в среду и пятницу Великого Поста полагается полное воздержание от пищи, и оно одновременно т.о. служило как бы подготовительным евхаристическим постом к ЛПрД. Однако поскольку для современной приходской практики это было бы и неудобно, и тяжело с точки зрения подготовки мирян, служба перенесена на утро.
При этом, на западе (в Римо-Католической Церкви) ЛПрД не служится: после прекращения практики домашнего причащения там в Посту снова стали служить полную Литургию – что, строго говоря, является одним из канонических нарушений, существующих в РКЦ.
Дары для ЛПрД заготовляются особым образом: из Тела, напитываемого освященным вином (а не Кровью – хотя по этому вопросу у литургистов до сих пор нет единого мнения). Поэтому, в частности, младенцев на ЛПрД (и вообще заранее заготовленными, т.н. «запасными», Дарами) не причащают.

Отдельно мы коротко обсудили, что делать (а именно – как поститься), если служится Всенощная в соединении с Литургией, как это бывает на главные христианские праздники – Рождество и Пасху. О. Игорь пояснил, что строгого правила (наподобие «евхаристический пост держится начиная с полуночи» для утренней Литургии) здесь нет, а в семинарии они поступали так: легко ужинали в 7–8 ч. вечера, после чего готовились ко службе. Но тут надо понимать, что данный ужин – это лишь необходимость, чтобы не свалиться от усталости посреди ночи, и в любом случае не должен быть «пресыщением чрева».

Кроме того, заранее подняли один из типовых «дисциплинарных» пасхальных вопросов – о причащении на Светлой Седмице. Общее мнение священников нашей епархии (и о. Дорофей многократно на богословских курсах в прошлые годы, и о. Игорь ныне) – что для человека, достойно прошедшего Пост, причастие возможно в любой из дней Пасхальной Седмицы, и более того – даже несколько дней подряд с «упрощенной» подготовкой (тем более, что «настоящий» пост в Светлую Седмицу канонически запрещен!) – например, прочитать только Пасхальные часы или Последование ко причастию и не есть с полуночи. Однако тут нужно помнить, что мы не самочинствуем – т.е. конкретную норму определяет духовник; и кроме того, главное – что это правило для человека, достойно и по-настоящему прошедшего Пост. А иначе, как писал кто-то из наших святителей (передаю по памяти выдержку из письма) – «Ты спрашиваешь, почему не чувствуешь пасхальной радости, не чувствуешь Воскресения Христова?.. Но если ты не прошла Пост, не умерла вместе со Христом – то что удивляться, что ты и не воскресла с Ним?..»
(Братцы-катехизаторы, а ну-ка помогите. Это не то свт. Феофан Затворник, не то кто-то из оптинских старцев. Найдете точную цитату?)
А на втором «часе» («часе» – т.к. он был весьма короток) мы разобрали воскресное чтение, Мк. 9: 17–31 (параллели Мф. 17: 14–21 и Лк. 9: 38–44) – фрагмент достаточно простой и понятный. И в том числе содержащий замечательную историю обращения отца больного отрока: от сомневающегося и пришедшего только за исцелением – к великому исповеданию-покаянию «Верую, Господи! помоги моему неверию»… эх, нам бы всем хотя бы так… :-))

Андрей ЛяндзбергЭкклезиаст» Журнал вопросов и ответов о Православной вере)

Метки: