ЭККЛЕЗИАСТ: Господи, научи нас молиться!

фото Софии Никитиной
Новая рубрика в "Экклезиасте": о молитве

Очень часто на занятиях спрашивают, какие молитвы читать, что такое молитвенное правило? Можно ли некрещеным читать молитву «Отче наш»? Объясните непонятные слова в молитве. Вопросов накопилось много, потому Экклезиаст открывает новую рубрику.
Сегодня разбираем значение первого слова молитвы «Отче наш» – Отче, Отец. Почему только одно слово? Потому что информации так много, что пост получился бы слишком длинным.
«ОТЧЕ НАШ»

…один из учеников Его сказал Ему: «Господи! научи нас молиться» (Лк. 11, 1)
Иисус отвечал: молитесь же так:

«Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;
Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. (Мф.6; 9-13)

«Несколько коротких предложений, состоящих из всего лишь шестидесяти четырёх слов (в русском Синодальном переводе), очень просты и понятны даже маленькому ребёнку. Но если начать детально изучать и анализировать их, то постепенно проступает заключённые в этих строках величие и глубина. Появляется понимание того, что Молитва Господня не только заключает в себе всё, о чём человек должен просить Создателя, но и косвенно проливает свет на некоторые фундаментальные вопросы о смысле нашей жизни и нашего отношения к Богу и вселенной.
Помимо того, что эта молитва является основной для чтения в церкви и дома, Молитва Господня имеет особенное предназначение для каждого отдельного человека и должна произносится наедине с собой».
Стих, предшествующий тексту Молитвы, гласит (Матф. 6:6):
«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне;
А молясь, не говорите лишнего…
Ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него». (Мф.6; 6-8)
Серьёзно приняв это наставление, попробуйте начать детально изучать и анализировать текст Молитвы, чтобы как можно глубже понять весь смысл произносимых строк.
Пусть в помощь вам будут размышления святых Отцов, в которых каждый может найти отклик и своего сердца.
Сегодня поговорим лишь об одном, о призывании Бога великим и прекрасным земным призыванием – Отец!…Отче…

Оставляя Землю и поднимаясь мыслью к Непреложному и Неизменяемому, Св. Григорий Нисский, в бесконечном изумлении пишет:
«Кто дал бы мне крылья, яко голубине (Пс. 54, 7)? – говорит в одном месте псалмопения великий Давид. Осмелюсь и я сказать то же слово: кто даст мне оныя крылья, чтобы мог я воспарить умом на высоту величия сих речений,– и оставить всю землю, перейти весь разлитый в средине воздух, коснуться эфирной лепоты, достигнуть звезд, увидеть все их украшение, да и на них не остановиться, но миновать и это, стать вне всего движимого и изменяемого.
Чтобы, став мыслию вдали от всего изменяемого и превратного, в непреложном и неуклонном состоянии души мог я сперва сродниться мыслью с Непреложным и Неизменяемым, потом призывать самым родственным наименованием и говорить: «Отче?»

Как бы в ответ на это изумление, Св. Кирилл Иерусалимский продолжает говорить о нас, как сынах Божиих:
О, какое к нам снисхождение, какое обилие благоволения и благости Господа, когда Он дозволил нам при совершении молитвы перед лицом Божиим называть Бога Отцом, а себя именовать сынами Божиими так же, как и Христос есть Сын Божий! Никто из нас не дерзнул бы употребить это имя в молитве, если бы Он Сам не позволил нам так молиться.
О том же пишет Св. Киприан:

В молитве, которую Спаситель предал ученикам Своим, мы, с чистою совестью именуя Бога Отцем, говорим: «Отче наш!» Какое превеликое человеколюбие Божие! Отпадшим от Него и дошедшим до крайности во зле, даровал такое забвение всего худого, что они именуют Его: «Отче наш»
Какое слово будет в состоянии воздать благодарность Подающему нам такие блага?
А вот и Святитель Иоанн Златоуст с его удивительной ясностью и образностью определений:

Посмотри, возлюбленный, на уничиженность твоей и моей природы, вникни в сродство её – в эту землю, пыль, грязь, глину, пепел; потому что мы созданы из земли, и опять наконец разлагаемся в землю. Представив это, удивляйся неисследимому богатству великой благости к нам Божией; по которой заповедано называть тебе Его «Отцом», –
земному – Небесного,
смертному – Бессмертного,
тленному – Нетленного,
временному – Вечного,
бывшему вчера и прежде грязью – сущего прежде век Бога.
Как глубоки слова Тертуллиана:
Блаженны те, которые познают в Боге Отца – Имя Бога Отца не было никому возвещено прежде, нам же открыто оно в Сыне. Ибо Сын уже наводит на новое имя Богу – имя Отца. Но Он и прямо говорит: «Аз приидох во имя Отца». (Ин.5,43), – и опять: «Отче, прослави имя Твое» (Ин.12,28), – и яснее: «явих имя Твое человеком». (Ин.17,6).
Блаженный Августин. Взывая в начале молитвы: «Отче наш!» наименованием сим и любовь свидетельствуем: ибо что для детей сладостнее имени Отца?
И снова святитель Иоанн Златоуст: смотри, каким образом Он тотчас ободрил слушателя, и в самом начале вспомнил о всех благодеяниях Божиих. В самом деле, тот, кто называет Бога Отцом, одним этим наименованием исповедует уже и прощение грехов, и освобождение от наказания, и оправдание, и освящение, и искупление, и сыноположение, и наследие, и братство со Единородным, и дарование Духа, так как не получивший всех этих благ не может назвать Бога Отцом.
Св. Кассиан пишет: Молитва Господня предполагает в молящемся состояние возвышеннейшее и совершеннейшее, которое заключается в созерцании единого Бога и в пламенной любви к Нему, и в котором ум наш, объятый и проникнутый сею любовью, беседует с Богом ближайшим образом и с особенною искренностью, как с отцом своим.
Святитель Тихон Задонский:

Из слов: «Отче наш!» научаемся, что Бог есть истинный Отец христиан, и они «все сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Гал.3,26). Следовательно, как Отца, с упованием должно Его призывать им, как и дети плотские родителей своих призывают и руки свои к ним во всяких нуждах простирают.
Нашим читателям дается возможность поразмышлять над первым словом Молитвы, почитать святых Отцов, извинить нас за то, что пост получился длинным! Просто не хотелось выбрасывать слова из текста, а вдруг в этих вырезанных словах кто-то найдет полезное для себя?
В следующий раз будем разбирать смысл обращения к Отцу: «Наш».
Дочитавшим же до конца вопрос: можно ли некрещеным читать молитву «Отче наш»?

Наталья Атрощенко, слушатель богословских курсов и “молодежкинка” («Экклезиаст» Журнал вопросов и ответов о Православной вере)

Метки: