ЭККЛЕЗИАСТ: Тайна смерти и загробный мир

18 февраля 2011г. Богословские беседы по пятницам. Второй час занятий.

Смотрели фильм «Тайна смерти и загробный мир. Воскресение» – видеозапись лекции о. Олега Стеняева.
Посмертие в христианстве «разработано» довольно подробно – по словам о. Олега, у свт. Игнатия Брянчанинова приведены 17 примеров святоотеческих писаний, где описывается посмертное состояние души. Общим мнением является то, что душа, отделившись от тела, становиться доступна «духам злобы поднебесной» (Еф.6:12), которые, не имея возможности ни проживать на земле (предназначенной людям), ни подняться в небеса (место ангельское), вынуждены влачиться где-то между. И попавшую в их владения душу они начинают всячески испытывать и мытарить, стремясь задержать в своем царстве.
Считается, что первые три дня душа находится на земле, привязанная к телу либо тому, что было ей близко при жизни. Потом она возводится в рай для поклонения Богу, и с 3-го по 9-й день ей показывают райские красоты, чтобы укрепить для дальнейших испытаний. (Некоторые св. отцы считали, что и адские мучения душе в это время тоже показывают.) Потом следует еще одно поклонение Богу, и с 9-го по 40-й день начинается самое важное – мытарства, своеобразная «полоса препятствий», которую душе надо одолеть, чтобы быть достойной взойти в рай.

Рис. Икона Страшного Суда

Подробнее всего описание мытарств изложено в житии прп. Феодоры Константинопольской (Цареградской), откуда мы и знаем их детальное содержание. Каждое мытарство представляет собой некий грех (точнее, совокупность родственных грехов), в котором душа испытывается. Душу сопровождают и помогают два ангела, однако их власть не безгранична: если душа была подвержена, пристрастна к этому греху при жизни – то она задерживается на данном мытарстве. Здесь ей еще могут помочь молитвы родственников и Церкви (почему так важно молиться и поминать новопреставленных в первую очередь именно по 40-й день) – однако если грех в душе укоренен слишком глубоко, то она, не пройдя мытарства, низвергается в ад.
Вот краткое описание мытарств.

1. Злословие, т.е. все согрешения в слове: празднословие, сквернословие, ругательства, насмешки, кощунства и т.п.

2. Ложь. «Просто» ложь, клятвопреступление, призывание имени Божия всуе, утаивание грехов на исповеди.

3. Осуждение и клевета. Уничижения, ругательства, насмешки, оклеветание и т.п.

4. Пьянство и чревоугодие. Сюда относится даже еда без молитвы – пресловутое «тайноядение», в котором мы каемся в повседневном исповедании на вечернем правиле.

5. Лень, тунеядство. Не только в жизни, но в вопросах веры – например, непосещение храма.

6. Воровство.

7. Сребролюбие и скупость.

8. Лихоимство. Это – неправедные приобретения, присвоение чужого, взяточничество и даже… лесть. А также – жизнь на проценты: христианам запрещено заниматься ростовщичеством, то есть давать деньги под процентный долг. (Это означает, в частности, что при наличии банковского счета мы не имеем права пользоваться накопившимся там процентами: это не наши деньги, их можно отдать на доброе дело – но не проживать самим.)

9. Неправда. Здесь – любой обман, мошенничество. Сюда же косвенно относится и тщеславие.

10. Зависти. А также и нелюбовь, братоненавидение, вражда, ненависть.

11. Гордость и тщеславие.

12. Гнев и ярость.

13. Злопамятство (оно же памятозлобие).

14. Убийство. Но убийство – крайняя степень греха, а вообще сюда относится любое «разбойничество» – рукоприкладство, удары, толчки и т.п.

15. Волхвование, чародеяние, колдовство, отравление, призывание бесов. Гадание, кажется, тоже здесь.

16. Блуд. Блуд – это грех лиц, не состоящих в браке. Соизволение на грех, мечтания.

17. Прелюбодеяние, то есть несохранение супружеской верности.

18. Содомия и вообще всяческие извращения.

19. Ересь, идолослужение.

20. Немилосердие, жестокосердие.

…И надо сказать, что данное описание – замечательная «шпаргалка» для подготовки к исповеди. Потому что, как неоднократно повторял о. Олег в фильме, «горе тому, кто застрянет на каком-то мытарстве». А с другой стороны, со слов ангелов, сопровождавших Феодору, «не всех так подробно испытывают на мытарствах, но только тех, кто… не исповедался чистосердечно перед смертью».
То есть – искренним покаянием злые дела изглаживаются. И из бесовских «хартий», и, главное (дай Бог!) – из наших сердец…

Андрей Ляндзберг (Блог "Экклезиаст")

Метки: