ЯЗЫК КИНО: «Сказка ложь, да в ней намёк…»

Несколько лет назад мы с моей дочерью-подростком, смотрели шестисерийный английский фильм «Гордость и предубеждение». Смотрели не совсем обычным способом. Сначала, посмотрели весь фильм, а потом, каждый вечер несколько месяцев подряд смотрели по маленькому кусочку, пока не возникала тема для разговора. Следующим вечером включали кассету с того места, где остановились накануне и т.д.
И хотя фильм рассказывает о жизни английской провинции XIX века, очень многие ситуации, особенно касающиеся взросления молодой девушки, написаны и сняты как бы вне времени – то есть на все времена.
И вот опять мы вместе смотрим фильм, где есть о чём поговорить, что обсудить. На сей раз фильм отечественный, многосерийный, снятый по дилогии «В лесах и на горах» русского писателя XIX века Павла Ивановича Мельникова (1818–1883), публиковавшегося под псевдонимом Андрей Печерский. В наше время его книги издавали, указывая автора так: П.И. Мельников-Печерский.

На фото: Павел Иванович Мельников (Мельников-Печерский)

Я хочу написать именно о фильме, а не о книге. Фильм снят режиссёром Александром Замятиным «по мотивам» дилогии, то есть авторы сценария Владислав Романов и Мария Романова использовали только некоторые сюжетные линии, убрав при этом сложную религиозную составляющую (в книге описываются старообрядцы). От этого, на мой взгляд, фильм только выиграл. Многие сюжетные линии книги были сильно изменены, но достаточно органично. Фильм получился несколько в духе произведений Чарлза Диккенса, но для русской литературы XIX века это вполне приемлемо: некоторые ранние произведения Ф. М. Достоевского, например, вдохновлены творчеством этого английского классика.
Пожалуй, в этом отношении фильм «В лесах и на горах» напоминает сериал «Петербургские тайны», снятый по мотивам довольно мрачной и тяжёлой книги В.В. Крестовского. Сценаристы «Петербургских тайн» тоже радикально, но очень удачно переработали сюжет книги, в результате получился очень светлый фильм, несмотря на все ужасы, которые приходится пережить его героям.
Фильм «В лесах и на горах» нам очень понравился. Понравилось разнообразие показанных типов русского купечества, отсутствие однобокого классового подхода – если купец, то непременно жадный негодяй и т.п. Приятно было увидеть людей твёрдых убеждений и принципов, руководствующихся в своей жизни законами совести. И напротив – наказание порочности и беспринципности, не в смысле наказания вышестоящим начальством, хотя и эта тема в фильме присутствует, а в смысле Высшей Справедливости и Правды. Пишу эти слова с большой буквы, потому что воздаяние Божие не так часто проявляется в жизни явно и быстро. То есть всегда проявляется, но для того, чтобы это увидеть, надо проследить иногда довольно большой временной отрезок. Господь долготерпелив и многомилостив. Именно в этом смысле фильм особенно напоминает книги Диккенса и фильмы по его произведениям: у Диккенса зло всегда Божьим Провидением само себя наказывает.
Понравилось изображение жизни российской провинции второй половины ХIХ века, несколько приглаженно, но реалистично. Фильм, как расписной поднос купца Потапа Максимовича Чапурина, яркий, пёстрый и этим родной. В изображённой жизни нет ни слащавой сусальности, ни, как уже было сказано, пресловутого классового подхода, так часто встречавшихся во многих произведениях об этом времени. Купцы и их работники – все разные, как, впрочем, и все люди. Честные и не очень, ленивые и работящие, верующие – в том смысле, насколько вера влияет на их жизнь и на их поступки, – и формально относящиеся к вере. В том числе и откровенные мошенники и убийцы, прикрывающие свои тёмные дела даже монашескими рясами и скрывающиеся за «монастырскими» стенами.

Образы купеческих дочерей из двух семей – Настеньки Чапуриной (актриса Ольга Арнтгольц) и Марьюшки Залётовой (Масленниковой) (актриса Юлия Снигирь) – дают богатую пищу для размышлений о воспитании девушки. Марию вынуждают согласиться на брак с человеком, которого она не любит, который много старше неё, и, в довершение всего, он – родной отец её возлюбленного (отца и сына Масленниковых играют Игорь Костолевский и Артём Михалков). В разговоре с бывшим женихом, которого она любит и с которым могла бы сбежать, Мария непреклонна и тверда: «Купеческое слово нельзя дать и потом забрать обратно». Свои подлинные чувства, после того как она дала согласие стать женой купца Масленникова, девушка прячет даже от себя самой. Но, выйдя замуж, она, против ожидания не просто позволяет мужу любить и баловать себя, оставаясь холодной и неприступной, – она ведёт себя так, как должна вести любящая жена: искренне радуется возвращению супруга домой из деловых поездок, заботится о нём, беспокоится о его здоровье.

 

Она, как и её муж, отец бывшего её жениха, тяжело переживает известие о его смерти. Запоздалое отцовское раскаяние подрывает его здоровье, и он умирает. Желание оплакать умершего супруга и погибшего бывшего жениха, обдумать свою будущую жизнь и опасность расправы от рук разбойников приводят Марью Гавриловну в лесной монастырь матушки Манефы. Потрясение, которое она испытывает, спасшись от разбойников, благодарность пострадавшему спасителю – юноше Алексею – толкают её на необдуманные поступки. Она начинает осыпать милостями и подарками Алексея, чтобы не выходить замуж за нищего, но не дожидается венчания и фактически делает его своим мужем. Марья Гавриловна расплачивается за свой грех очень жестоко – её возлюбленный предаёт её. Возникает ещё один пласт вопросов – как отличить волнение плоти, желание любви от настоящей любви. Любила ли Марья Гавриловна Алексея или только хотела быть любимой, хотела не столько привязать к себе возлюбленного, сколько для себя сжечь все пути к отступлению, убедить себя, что если она решается переписать практически всё своё имущество на будущего супруга – то она его действительно любит?
Другая девушка, Настенька Чапурина, тоже жаждет любви. Она мало понимает, что это такое, и своё томление изливает на первого попавшегося дворового парня Ивана, потом на Алексея – потому, что он явно симпатичней и перспективней. Её отец постоянно занят, у матери свои обязанности, а дочери купца хотя и сыты, обуты, одеты, но фактически предоставлены сами себе.

Потому слова монастырской послушницы Флёнушки, о том, что выше и лучше любви и нет ничего во всей вселенной, оказывают на обеих сестёр Чапуриных такое сильное влияние. Все надежды, все мечты только любви и замужестве – а как сложится замужняя жизнь с избранником, они и не думают. Отдельно надо сказать и о Флёнушке. Слова о Любви она безусловно слышала в храме, а может и сама читала знаменитый отрывок о Любви из 1-го послания апостола Павла к Коринфянам. Вот только то, что речь там идёт о другой любви, девушки не поняли и решили, что своими рассуждениями о любви они могут оправдать грех.
Настенька колеблется, и Алексей тоже не спешит проявлять чувства. Но Флёнушка не дремлет – она буквально толкает молодых людей в объятия друг друга. Что хорошего может произрасти из греха? Здесь начинает звучать тема дружбы истинной и ложной, о том, что свою жизнь легко сломать, поддавшись на уговоры или на «слабо». Даже если бы история не закончилась так трагически – ещё более страшным грехом детоубийства – аборта и смертью Настеньки, то всё равно вряд ли что хорошее получилось бы. Церковь предупреждает, что браки, заключённые такими нетерпеливыми парами, практически никогда не бывают счастливыми. Я имею ввиду браки между людьми верующими. К неверующим Господь относится по-другому. Опыт Церкви, ещё с ветхозаветных времён свидетельствует, что дети зачатые до брака, всю жизнь несут на себе печать родительского греха (например, история Адама и Евы. Каин был зачат, когда прародители были в состоянии гордости, злобы, раздражения и обиды на Бога и друг на друга. Это и унаследовал их первенец. И добрым, кротким родился Авель, когда родители смирились и простили друг друга).
Мне кажется, беды всех купеческих дочек из этого фильма именно от непонимания любви в христианском, евангельском её значении.
Очень печальна судьба Алексея (актёр Алексей Воробьёв), честного, совестливого, работящего и очень талантливого парня. У него большой потенциал, который разглядел купец Потап Максимович Чапурин (его блистательно играет Владимир Гостюхин), и всячески обласкал юношу, дал ему не просто работу, но и возможность немалого роста – сделал своим управляющим.

Опытный купец так наставляет юношу, объясняя ему премудрость купеческого ремесла: «Риск, говоришь? Я тебе так скажу. Если я сам никого не обманываю, и меня никто обманывать не будет. Вот, почитай, что никакого риска-то и нет». Тем печальнее наблюдать, к каким последствиям приводят необдуманные поступки Алексея, назойливо и удивительно настойчиво спровоцированные самой Настенькой, но в особенности её «подругой», фактически сводницей Флёнушкой (актриса Мария Волкова). Хозяйское добро на базаре Алексей отстаивает ревностно, и это приносит и ему, и Чапурину немалые барыши, а себя, свою личность, чистоту своей бессмертной души он отстаивать не умеет, не хочет. Поддавшись на лукавые уговоры Флёнушки, уступив своим плотским желаниям, почти против воли вступив в связь с Настенькой, а после осознав себя невольной причиной гибели и её, и нерождённого младенца, Алексей морально сламывается. Да ещё, едва пережив смерть Настеньки, он получает совершенно незаслуженные, невероятные подарки от Марьи Гавриловны. Не столько ситуация «из грязи в князи», сколько ощущение, что его любовь покупает богатая вдова, и чувство безнаказанности окончательно ломают Алексея – он катится по наклонной, опускаясь всё ниже и ниже, и в конце концов гибнет, сначала духовно, а затем и телесно.
Отдельно хочется сказать о Флёнушке. Вначале она предстаёт прямо-таки стервой, неизвестно зачем живущей в монастыре. При каждой возможности она старается улизнуть оттуда и пожить на воле. Её сводничество, изворотливость, пронырливость, жажда сунуть нос в чужие дела выдают в ней человека, живущего не своей жизнью, а жизнью других и в этом получающего некое сиюминутное удовлетворение. Она вершит судьбы вовлечённых в орбиту её жизни людей, преследуя свои, часто неизвестные её подруге Настеньке цели. Очень медленно и постепенно меняется сама Флёнушка, с ужасом осознавшая к чему приводят её игры в «вершительницу судеб». Раскрываются и подробности её жизни. Рождённая вне брака, с детства не знавшая семьи, родительской любви и ласки, привыкшая к своему положению человека никому не нужного, обузы для окружающих, человека низшего сорта, без роду, без племени, отчаянно желавшая быть любимой, Флёнушка никому не верит, от всех ждёт подвоха, всем мстит. Особенно старается разрушить жизнь тем, кто имеет то, чего у неё нет, не было и не будет – любовь родительскую, нормальное детство. Особенно её раздражает, что юноша, который ей понравился, понравился и подруге Настеньке. Мало того, кажется, и Алексею Настенька тоже понравилась больше, чем она. У неё, бесприданницы, никогда не будет свадьбы, её никогда не благословят родители. Свою боль душевную она заглушает тем, что строит козни, которые якобы помогут влюблённым, а на самом деле поссорят их с родителями, приведут к скандалу. О том что эти любовные игры могут закончится смертью Настеньки, Флёнушка по-видимому не предполагала.

К финалу фильма Флёнушка обретает и мать, и отца, и даже молодой человек Пётр Степанович Самоквасов (актёр Дмитрий Мазуров) клянётся ей в любви и уговаривает выйти за него замуж. Она даже убегает с ним из монастыря. Но, внимательно прислушавшись к своему сердцу, Флёнушка понимает, что её боль никогда не утихнет, её страсть никогда не насытится и она никогда не сможет стать доброй женой и матерью. Червь, подтачивающий её изнутри, не даст ей покоя никогда – и она решает вернуться в монастырь и принять монашество, на чём настаивала накануне матушка Манефа (актриса Евгения Добровольская): «Ты Настеньку погубила? Погубила. И как же ты с этим жить будешь? Как замолишь такой грех в миру?».
Понаблюдав лицемерную жизнь Флёнушки в монастыре, временная монастырская воспитанница Дуня Смолокурова, дочь купца-миллионщика, влюблённая в Самоквасова, не верит ни единому её слову о предстоящем постриге. Как истинно избалованное дитя, не привыкшее ни о ком думать, кроме себя, и никогда ни в чём не знавшее отказа Дуня кидается отомстить всем своей смертью в лесу. К счастью она не погибла, но известие о её исчезновении в глухом бору приводит к тому, что у её отца случается апоплексический удар (инсульт, по-нашему) и он чудом доживает только до возвращения дочери в дом.
Флёнушка чуть не испортила жизнь и младшей дочери купца Чапурина – Прасковье (актриса Мария Луговая). Но эстафету сводничества и «устроения чужих судеб» подхватила другая послушница монастыря – Грушенька. Слава Богу, что после пострига Флёнушка радикально изменилась и стала блюсти девическую честь Прасковьи пуще её самой, да ещё и зная по себе, каковы нравы у некоторых послушниц монастыря и у Грушеньки в частности, а также к чему это может привести. Пример старшей сестры, хотя от неё и скрывали истинную причину гибели Настеньки, и настоятельные увещевания монахини Филогреи (бывшей Флёнушки) заставили Прасковью утвердиться в своём решении выйти замуж за своего избранника не «уводом», поставив родителей перед свершившимся фактом, а, напротив, попросив родительского благословения.
История Флёнушки показывает, как от греховного сводничества, словно от брошенного в воду камня, тянется цепь событий, приведшая к смерти Настеньки, Алексея, купца Марка Даниловича Смолокурова.
Купец Потап Максимович Чапурин, нравственно чистый и твёрдый в своих убеждениях, всегда поступающий по совести, едва не совершает убийство Алексея, обидчика своей дочери Настеньки. Он обещал не мстить Алексею, если тот никогда и никому не расскажет истинную причину её смерти. Но в пьяной компании собутыльников от нечего делать, чтобы поддержать разговор, Алексей всё-таки гнусно и низко рассказывает историю своих отношений со старшей дочерью купца Чапурина и сам ужасается тому, как он может так говорить о девушке, которую любил и в смерти которой виноват. Услышав этот рассказ, Потап Максимович в гневе едва не убивает Алексея, но всё же сдерживается. И тогда Алексей в слезах высказывает ему накипевшее: он стал таким, потому что и Чапурин, и Мария Гавриловна видели в нём только бывшего холопа, тогда как единственная Настенька любила его по-настоящему и видела в нём человека. Но пьяный Алексей гибнет под копытами извозчичьей лошади.

Дуня Смолокурова, обрадованная тем, что Потап Максимович по своей инициативе честно ведёт дела её беспомощного отца, в которых она ничего не понимает и с которыми никогда не справится сама, после смерти батюшки просит Потапа Максимовича стать её приёмным отцом. Потеряв одну дочь, Потап Максимович обретает другую.
В последние годы так надоело воспевание в кино всевозможных пороков и отклонений во всех видах и степенях, особенно «добро с кулаками», когда «хорошие парни» от души всячески калечат и убивают «плохих парней». При этом знаки «плюс» и «минус» оказываются более чем условными. Хочется видеть и счастливый конец, и нормальных людей, имеющих убеждения и руководствующихся ими в обычной жизни.
Именно так заканчивается сериал «В лесах и на горах» – герои играют свадьбы, сразу три счастливых пары вступают в брак. В заключение хочется ещё добавить, что великолепно играют в фильме актёры, о чьих героях я здесь не пишу – Алексей Горбунов, Владимир Стеклов, Алексей Завьялов, Владимир Капустин, Ольга Кабо, Сергей Баталов и др.
Хотим мы того или нет, а кино имеет колоссальное воздействие на человека. Ленин не зря считал кино важнейшим из искусств, оно многое формирует в нашей жизни и тем более в наш медиа-век. Убеждена, что энтузиазм советского народа так долго держался во многом именно благодаря очень позитивным кинообразам, которыми было наполнено отечественное кино.
В Великобритании практически каждое новое поколение актёров имеет возможность сыграть в своей, новой, очередной версии экранизации произведений английских классиков. В нашей стране до сих пор ждут своего часа очень актуальные произведения русских классиков, многие из которых экранизировались лишь однажды или не экранизировались вовсе. Режиссёр Игорь Масленников, постановщик знаменитого фильма «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» – российской экранизации Артура Конан Дойла, называет сегодня особенно актуальным для экранизации, но, к сожалению, почти невостребованным, русского драматурга-классика Александра Николаевича Островского с его потрясающими пьесами о русском купечестве. Помню, даже в советское время много показывали по телевидению телеспектаклей по его произведениям, а сегодня из новых экранизаций вспоминается только недавний фильм «Без вины виноватые» Глеба Панфилова.
Фильм Александра Замятина «В лесах и на горах» по мотивам одноимённой дилогии П.И. Мельникова-Печерского – безусловно яркий успех в экранизации русской литературы, которая ждёт своих подвижников и которая сегодня как никогда всему нашему народу необходима.

Фото: http://ruskino.ru/mov/12695/gallery/25219http://ruskino.ru/mov/12695/gallery/25219

www.starmediafilm.ru

http://www.kinopoisk.ru/

Тамара Ступина «Тятя, тятя, наши сети притащили…»

Метки: