На всё воля Твоя,Господи! (К Дню семьи, любви и верности) Часть 2

Как я уверовала в Иисуса Христа.

Меня часто спрашивают, как я жена священника к вере пришла? Батюшка, наверное, привёл? Нет, на самом деле это совершенно другая история.
Это было в 90-ые годы, когда людям вернули храмы и не запрещали в них ходить и молиться. Сейчас про это время мы читаем замечательные книги, это и моё время, время, когда я пришла к Богу. Тогда это был мощный поток и наплыв людей в храмы, у них не было ни наставников, ни учителей, не было родителей, которые бы их в храмы привели. Их вёл сам Бог, как евреев из Египта в Землю Обетованную. И сколько тогда чудесных событий случилось в моей жизни и в жизни моих друзей, просто диву даёшься! Когда я оканчивала школу, я уверовала в Бога через какой-то протестантский фильм об Иисусе Христе. Ведь у нас тогда ни Библии, ни Евангелия не было, ни книг, ни икон. Тогда же и много всяких сект появилось: кришнаиты, рериховцы, новоапостольники, «Белое братство», парапсихологи и чего только не было! И мы бродили по разным сектам и обществам в поисках Истины.

 

Я оканчивала школу, и мне в своём мире, в мире моих друзей было замечательно, уютно и весело. Крещенных среди нас было немного, меня тоже не крестили, на Камчатке тогда и храмов-то не было. Мы с подружкой пытались креститься, пришли как-то в молельный дом в Сероглазке, а нас бабка-церковница даже на порог не пустила. С тех пор моя подружка так и живёт некрещёной, отбила эта бабулька ей желание креститься на всю оставшуюся жизнь.

После выпускных экзаменов родители отправляют меня к бабушке и дедушке в Хабаровск поступать в университет. Меня оторвали с корнями от привычного для меня мира, мира моих друзей, от моих привязанностей и от всего, что было для меня дорогим и ценным в жизни. Мне было непросто вдали от семьи.

Там-то я и нашла храм, в котором меня 17-летнюю окрестили 30 июля и вот уже ровно 21 год как я в Церкви. А тогда я стала приходить в храм всякий раз перед экзаменами ставить свечи. Так изредка ходила я в храм около года, ставила свечи и уходила. Однажды случилось невероятное: владыка Иннокентий, первый правящий архиерей Хабаровской епархии, выходя из алтаря после службы, увидел меня и подошёл поговорить. После маленькой беседы он взял с меня слово, что снова увидит меня на службе через неделю. И я пообещала.

С тех пор я стала постоянной прихожанкой Христорождественского собора в Хабаровске, а Владыка стал меня окормлять и вести к Богу. Он то и подбирал для меня духовную литературу, снабжал книгами по русской культуре и истории, рекомендовал дополнительные факультативы, интересовался  досугом. Владыка интересовался тем сыта ли я, как я учусь, с кем дружу, настоял, чтобы я закончила университет, когда я решила его бросить, начитавшись житий древних святых и монахов. Он был моим духовным отцом и наставником. Он приставил ко мне одну женщину, которая была лектором в воскресной школе, чтобы она обо мне заботилась. Они вдвоём меня пестовали, и благодаря им я воцерковилась.

На фото: Самая первая “молодёжка” с владыкой Иннокентием. Елена   (первая слева в верхнем ряду)

Но я была у нашего дорого Владыки не одна такая, вся наша первая «молодёжка» и его пономари, и певчие, все были его духовными чадами. Когда владыку Иннокентия переводили в Димитровскую епархию, я поняла, что все мы расстаемся с родным для нас отцом.

Он так много собрал вокруг себя молодёжи, что сейчас, эта окрепшая в православии молодёжь – духовный костяк Хабаровской митрополии. Это нынешние священники и матушки, регенты, иконописцы, монахи и монахини  и все мы, которых он собрал как детей и возжёг в нас духовную жизнь. Перед его отъездом на память мы подарили ему большой альбом, в который вклеили свои фотографии, нарисовали своих ангелов хранителей и написали много добрых ипризнательных слов.

Про клирос

По приглашению хабаровского владыки Марка из Свято-Даниловского монастыря г. Москвы в Хабаровскую епархию приехал игумен Товийя, чтобы организовать у нас молодёжный хор. Он привёз много интересных церковных произведений, нот, правильно поставил певчим гласы. На клиросе певчие были из старшего поколения и гласы у них сложились свои. Игумен Товийя и меня пригласил петь на клирос. Я никогда и нигде не пела, нотной грамоты не знала, мне эту науку осваивать с азов было сложно. В хоре пою с 1996 года с перерывами. Пела в храме свт. Николая Чудотворца, а теперь в Кафедральном соборе. Когда наш хор поёт  какое-нибудь особое песнопение: «Херувимскую», или «Милость мира» душа  замирает в благоговейном восторге, потому что участвуешь не только умом, но и голосом, всеми составами тела и души понимаешь смысл праздника, чувствуешь глубину литургии. Не одними словами понимаешь, нет, а чувствуешь душой!

Про Троице-Сергиеву Лавру

Фото Владимира Осинцева. Троице-Сергиева Лавра

Директор воскресной школы Галина Михайловна Ширшова (будущая монахиня Архелая) взяла меня под своё крыло, заботилась обо мне и очень опекала. И она повезла меня собой в паломничество по святым местам, с нами поехала и моя подружка Ольга. Мы поехали в Оптину пустынь на три недели пожить, помолиться, потрудиться, а главное – мы узнали, что скоро в монастыре готовится канонизация Собора Святых Оптинских старцев.

Прибыв в Москву, поехали в Димитровскую епархию навестить владыку Иннокентия и испросить у него благословения на посещение монастырей и церквей московских.

На фото: Владыка Иннокентий. В центре подружка Ольга из “молодёжки”

В первую очередь направил он нас в Троице-Сергиеву Лавру, случилось это 6 июля 1996 г. Это был дождливый серый день. На территории Лавры у храма Святого Духа разрыли траншею, и около неё толпилось множество народу. Мы тоже решили взглянуть, что же там происходит, и взобрались с подружкой на возвышение. И увидели в траншее древние гробы накрытые белыми покрывалами.

На фото: справа Елена.

Вдруг начался колокольный перезвон и в Лавру прибыл кортеж приснопамятного Патриарха Алексея, грянули хоры, народу стало ещё больше. Патриарх спустился в траншею, там его облачили, и началась служба. И мы услышали, что обнаружены мощи преп. Максима Грека, по сохранившимся монастырским записям было найдено место его захоронения. Патриарх вместе с другими священнослужителями вынес гроб на своих плечах. Звучали мощные красивые песнопения, воздух содрогался от звона колоколов, пасмурное небо разъяснилось, и весь двор залился ярким солнечным светом.

На фото: Елена и Ольга

А 6 июля в православный календарь было внесено как День обретения мощей Максима Грека. Сегодня мощи Преподобного Максима почивают в раке Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры. Мы же возблагодарили владыку Иннокентия за такой святой подарок.

Справка:

Во Флоренции в монастыре Сан Марко, жил не только мятежный монах Иероним Савонарола, в XV веке здесь под его руководством изучал богословие грек Михаил Триволис, позже он был пострижен на Афоне с именем Максим. Его считали одним из самых образованных монахов того времени.

В 1515 году, когда отцу Максиму было сорок пять лет, на Афон прибыли посланники от Великого князя Василия Московского с просьбой прислать в Москву опытного переводчика, который смог бы откорректировать ранние греко-славянские церковные тексты, а также сделать новые переводы. В 1518 году в ответ на просьбу Великого князя в Москву был послан отец Максим, хорошо знавший Писание, латынь и греческий, и с ним еще двое монахов-переписчиков.

У нас его называли Максим Грек. Не понимая событий, происходивших в государстве, он не смог разобраться сразу в духовной и политической ситуации, и его использовали в политической интриге, как человека подтвердившего, что у монахов на Афоне нет имущества и сел. Со времен Ивана III до Екатерины II в государстве происходил захват церковного и монастырского достояния, и свидетельство Максима Грека подтверждало «неправедность» жизни монахов на Руси. Когда Максим Грек изучил русский язык, он стал обличать власти. Ему запретили писать и переводить богослужебные книги, сослав его на 30 лет в Тверской монастырь.

Позже он был переведен в Троицкую обитель и получил разрешение причащаться, но окончательного освобождения он так и не дождался.

Он является непререкаемым авторитетом в православии и духовной жизни России. Канонизирован в 1998 году, мощи его хранятся в Успенском соборе Троицко-Сергиевой Лавры в Москве.

Источник: блог «Постоять на радуге»

Метки: ,