Молодежь: свобода и ответственность. Взгляд педагога и миссионера

IMG_8168Предлагаем Вашему вниманию доклад на тему «Молодежь: свобода и ответственность. Взгляд педагога и миссионера» гостя Камчатской епархии Олега Воскресенского, магистра богословия, канд. пед. наук на региональном этапе Рождественских чтений.

Молодость во все времена ассоциировалась со свободой. Полнота сил, процесс самоосознания, открытие всё новых перспектив и граней вселенной, обретение физической и экономической независимости от родительской опеки – всё это с неизбежностью подразумевает и новую меру личной свободы, личного выбора, личного решения. Детство лишь мечтает о свободе, и эти мечты зачастую принимают сказочные, нереальные формы: свобода полёта – без крыльев и двигателей, свобода путешествий – без покупки билетов и бронирования гостиниц, свобода творчества – без приложения усилий, свобода поступков – без последствий и расплаты за ошибки. Зрелость и старость, наоборот, слишком часто ощущают себя под бременем слишком высокой степени свободы: мы ищем и не всегда находим ей применения, мы подчас не знаем, чем себя занять с толком и смыслом, а, с другой стороны, пользуемся своей свободой с гораздо большей осторожностю и даже скупостью, слишком хорошо понимая и помятуя, чего она нам стоила в жизни.

И только для молодости свобода есть самое естественное и самое характерное именно для этой довольно широкой возрастной категории состояние. Едва ознакомившись с азами наук и едва приобщившись начаткам человеческого опыта, молодые люди обретают уверенность в абсолютной безграничности своих возможностей. И в самом деле, в их руках, в их распоряжении вдруг оказывается инструментарий науки и достижения технологии необыкновенной мощи и силы – как созидательной, так и разрушительной. То, к чему стремились, и чего добивались поколения и поколения учёных и умельцев в течение многих столетий, молодой человек получает готовеньким – на 45-минутном уроке по физике или набрав нехитрую комбинацию кнопок на компьютере «в-и-к-и-п-е-д-и-я». Ну как не возомнить себя при этом всесильным и всемогущим?!

А если, при этом, из рассказов старшего поколения о тяжёлом и полном ошибок и разочарований жизненном опыте молодые люди делают вывод о том, что уж они-то, конечно, не окажутся столь наивны и легковерны, и что уж они-то, конечно, не допустят столь явных и очевидных просчётов, то не стоит удивляться и тому, что зачастую у молодёжи складыается впечатление об аболлютной безошибочности своих собственных решений и поступков. И эта категоричность молодых людей вполне оправдана – их картина мира ещё только приобретает то богатство оттенков, нюансов, глубины, многомерности и неоднозначности, которое возможно накопить лишь путём продолжительного, личного и усердного труда по осмыслению, рефлексии, самоанализу и т.д. Для молодого человека характерно ощущение своей полной и окончательной осведомлённости – всеведения.

При этом, сам этот окружающий мир уютно помещается на экранчике смартфона, т.е., буквально, лежит на ладони! Для перемещения по нему не требуется ни долгой и сложной подготовки, ни огромных материальных ресурсов – кораблей, поездов, верблюдов, провианта – достаточно лёгкого касания пальцем экрана, и вы уже на другом конце страны, планеты, Солнечной системы. Ощущение вездесущести подкрепляется и лёгкостью общения с самыми удалёнными частями мира тоже благодаря технологии и глобализации человеческого сообщества – средствам массовой информации, связи, сетевого общения и т.д.

И, конечно, молодому человеку в наименьшей степени свойственны всякого рода морально-нравственные терзания, ибо весь мир удобно и решительно поделен на добро и зло, хорошее и плохое, правильное и неправильное. Настоящая романтика молодости ведь только и возможна, когда нет ни нужды, ни времени на копание в оттенках и нюансах, и любовь так же категорична и безоглядна, как и ненависть. При этом, критерием, первоисточником и мерилом всякого добра и блага является внутренняя, почти безотчётная и совершенно неколебимая уверенность в своей собственной правоте, не требующей ни доказательств, ни уточнений, ни согласований с чьей-то ещё, иной, но тоже, возможно, доброй волей.

Вездесущ, всеведущ, всемогущ и всеблаг – вот самоощущение, которое едва ли ни каждый из нас может припомнить за собой в годы, дни или хотя бы отдельные мгновения своей молодости – полная, божественная свобода!

Именно это самоощущение мне довелось когда-то наблюдать в глазах своего сына, в первый раз взявшего на себя управление самолётом. С младых ногтей он влюбился в авиацию (в гражданскую; военные стрелялки-догонялки его никогда не увлекали) и вот, после года с небольшим регулярных занятий на настоящем профессиональном компьютерном симуляторе-тренажёре, он совершил свой первый полёт на маленьком одномоторном самолётике с пилотом-инструктором и единственным пассажиром – мною, на заднем сидении. Ой, что он только ни вытворял с этим самолётом! И, при этом, инструктор, бывший лётчик-истребитель ВВС, его только нахваливал и подбадривал в то время, как я, впившись ногтями в обшивку, изо всех сил пытался удержать завтрак ниже подбородка. «Как же ему не страшно?!» – подумал я. Ну, допустим пилот-то знает, что, на самом деле, опасно, а что – нет, но ведь Ванечка-то летает в первый раз. И тут меня осенило – Ваня просто не знает, что он смертен. Точнее, ещё не испытав потери близких людей (не бабушек-дедушек, чья смерть как бы им свойственна по самой их природе, а – сверстников, одноклассников, ровесников), он, вероятно, полагает и себя совершенно бессмертным. Ему предстоит бесконечная жизнь, в которой всему найдётся и время, и место. И вот в этот момент, когда моя жизнь, может быть, впервые оказалась в руках моего сына, мне стало особенно ясно, насколько важно в молодом человеке воспитать не только веру в свою личную свободу, но и, в не меньшей степени, сознание той ответственности, которая из неё прямо и с необходимостью вытекает.

Ответственность есть способность и готовность человека, взять на себя труд и бремя признания и исправления допущенной им ошибки, изменения однажды принятого решения и, при необходимости, принесения в жертву своих интересов ради спасения жизни или сохранения благополучия других людей. Другими словами, ответственность – это то самое «должен», которое прямо и неминуемо следует из каждого «хочу». В нормальном случае большинство из нас вполне справляется с этим нехитным уравнением. Детское «хочу» вполне и без особых усилий уравновешивается родительским «должен»: воля и власть старшего – учителя или родителя – реализуется через установление этого соответствия в сознании и поведении ребёнка: если ты «хочешь» пойти гулять, ты «должен» потеплее одеться или, например, если ты не «захотел» подготовиться к уроку, ты «должен» будешь работать над ошибками. Всё просто. Пожилым людям тоже, как правило, не приходится долго объяснять, насколько их свобода обусловлена и ограничена ответственностью за принимаемые ими решения, поскольку и на своём, и на чужом опыте им уже не раз приходилось испытать действие этого закона.

Но насколько же труднее эта формула даётся юноше или девушке, с одной стороны, уже вышедшим (или уже выходящим) из под родительской и учительской опеки, а, с другой, ещё не обретшим собственного осмысления, опыта и навыка применения этого уравнения. И это при том, что сами-то себя они ощущают едва ли ни «богами», как уже было сказано, всеведущими, вездесущими, всемогущими и всеблагими, наконец-то обретшими вожделенное освобождение.

На память невольно приходит сравнение с известным ветхозаветным эпизодом, описывающим исход народа изральского из египетского рабства, вдруг обнаружившего себя не только совершенно свободными от гнёта и насилия, но и обременённого обязанностью о себе заботиться, и себя прокормить, и себя защитить. Как знаменательно в этом смысле, что именно в это время им был дарован Закон, Тора. Причём, заметим, что дарованы им были не «законы», т.е., не Десять Заповедей и не 613 положительных и отрицательных требовани, содержащихся в Пятикнижии, а один единственный Закон с большой буквы (Тора – существительное в единственном числе), т.е., дана, собственно, законность, т.е., представление об упорядоченности мира, о его не произвольности, и, следовательно, о том, что за каждое своё слово, решение и действие, свободный, освободившийся от рабства, человек несёт ответственность перед Богом, перед ближним и перед человеческим сообществом.

Это представление – о закономерности, взаимосвязаннсти, причинно-следственности, заложенной в основу всего сущего, как живого, так и неживого – послужило основой современной человеческой цивилизации и культуры, в т.ч., науки, морали, искусства и права. Первобытные и, по иронии судьбы, некоторые ультра-современные идеологии и религии, провозглашающие полную и безграничную свободу, т.е., произвол отдельного человека, исходят либо из личного или кланового превосходства этого человека над другими людьми и народами, либо приносят саму свою свободу в жертву, объясняя свой, по сути, произвол, сложными био-электрическими и нейро-физиологическими процессами, происходящими в пространстве между двумя ушами. Все наши действия, дескать, в конечном счёте, обусловлены электротоками  и разрядами в человеческом мозгу, а, следовательно, никакой личной ответственности за свои поступки человек не несёт – за отсутствием, собственно, этой человеческой личности. Безответственность, основанная на убеждении в собственном превосходстве, неизбежно приводит и к само-уничтожению, ибо неминуемо появляется некто, ещё более «превосходный», не склонный отчитываться перед низшими и слабейшими в достижении своих, более «превосходных» целей. Попытки же скрыться от ответственности за нейро-электроникой и вовсе возможны лишь на словах, ибо в реальной-то жизни и сам выбор в пользу этой теории человек совершает всё-таки лично и свободно, а, следовательно, ответственно.

Христианство противопоставляло и противопоставляет этим попыткам избегнуть ответственности трезвое и ясное самоосознание человеком его тварности: самим своим существованием, бытием, человек уже обязан Творцу и Зиждителю всего сущего – Богу. Причём, обязан не только своим появлением на свет – за это каждый нормальный человек должен благодарить своих родителей – но и каждым своим последующим дыханием и сердцебиением. А, если так, то и за каждый свой шаг, за каждое свое решение и слово каждый человек – от младенца до старца – несёт ответственность перед своим Творцом.

Как же может молодой человек отвечать перед Тем, о Ком ему никто не рассказал, к Кому его никто не привёл, и Кому его никто не представил? Эти вопросы и не случайны, и не новы. Две тысячи лет тому назад их задавал св. Апостол Павел в своём письме к римской церкви: «Но как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слыхали? Как слышать без проповедующего?» (Рим. 10:14). И также, как и в те далёкие времена, Церковь откликается на это призвание – нести свидетельство о Боге, проповедовать Его любовь и Его закон миру. И «Церковь» – не в узком смысле этого слова: церковный клир, церковное здание, а в прямом переводе с греческого – собрание верующих в Господа, т.е., все и каждый верующий в Бога призваны к этому служению. Только если мы все откликаемся на это призвание к свидетельству о своей вере, у молодого человека может сложиться правильное представление о Боге и о вере в Него, не как он милом чудачестве старушек, неудачников и малообразованных слабаков, а как о самой твёрдой, самой гармоничной, самой основательной, самой радостной, самой благословенной и единственно спасительной жизненной позиции. Только если учитель молодого человека будет учителем-христианином, родитель – родителем-христианином, начальник – начальником-христианином, сосед – соседом-христианином, прохожий – прохожим-христианином и т.д., то есть, каждый будет нести своё призвание христианина достойно, открыто и последовательно, юноша или девушка смогут наглядно убедиться не только в истинности и ценности христианства, но и в достижимости тех идеалов, к которым оно призывает: честности, скромности, любви, жертвенности, милосердию и т.д.

На протяжении истории человечества юношество не только наследовало от своих родителей более высокий, чем достался родителям от дедов, уровень знания, умения, технологии и жизненного комфорта, но и убеждалось на их опыте, какой ценой, каким усилием и какой мерой ответственности всё это добывалось и достигалось. В связи с этим хочется задать два вопроса: во-первых, являем ли мы, современные родители, учителя, духовные наставники и пастыри для своих детей подобный образец христианской этики, морали и законности? И, с другой стороны, учится ли наше юношество на наших примерах, на наших ошибках и на наших достижениях? Если либо одного, либо другого не происходит, то как сказал Гамлет, «врётся цепь времён».

Хочется, однако, верить, что этого не произойдёт, и что одна из величайших духовно-нравственных ценностей православия – преемственность, отличающаяя нашу веру от множества религиозных учений и традиций, не только позволит современному молодому поколению воспользоваться небывалой свободой – мысли, веры, передвижения, поиска и развития – но и приобщит его к тому опыту трезвого и ответственного отношения к своей собственной жизни и к жизни ближнего, который бережно собрала, испытала, осмыслила, сформулировала и сохранило для него христианская Церковь. Понятно, что зависит это будет как готовности от старшего поколения передать этот опыт, так и от способности младшего поколения воспринять и осмыслить его. И в том, и в другом да благословит нас Бог!

Олег Воскресенский, магистр богословия, канд. пед. наук

12 декабря 2018 года, Петропавловск-Камчатский

Информационный отдел епархии