Мой осознанный выбор-идти путём священства. Беседа с иереем Игорем Павловым.

IMG-20170819-WA0015В начале нового тысячелетия я осознано начал понимать, что такое христианская жизнь. Мой знакомый, с которым я работал на заводе в Днепродзержинске пошёл служить в монастырь, и я на какое-то время потерял с ним связь. На праздник Успения Пресвятой Богородицы мы встретились, и я, вслед за ним тоже отправился в Самарский Свято-Никольский монастырь, где и пробыл с 2001-2009 годы. В течение года я приходил в обитель как прихожанин, а потом игумен и братия избрали меня экономом. Это одно из чудес, которое произошли со мной в этой обители, тогда я был уже семейным человеком, у нас с супругой была дочь. Через полтора года митрополит Днепропетровский и Павлогорадский Ириней благословил меня нести послушание эконома монастыря с оформлением в епархии, и я ещё шесть лет нёс это послушание. В 2009 году митрополит благословил меня на поступление в  Полтавскую семинарию на миссионерско-богословский факультет. В 2012г. на праздник Похвала Пресвятой Богородицы викарный епископ Новомосковский Евлогий, по благословению митрополита Иринея, рукоположил меня в дьякона, а в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, митрополит Ириней рукоположил во иереи.

После рукоположения меня послали служить на приход села Чаплинка, Днепропетровской области, где стоял недостроенный храм. Село было основано при советской власти в 1922 году, храма никогда в нём не было и жители особым благочестием не отличались. Храм, который с Божией помощью мы достроили, был первым в этом селе и я стал в нём первым священником. А с 2012 года началась моя миссионерская деятельность на приходах.

В 2014 году началось лихолетье, творящиеся на Украине по сей день. Однажды при поездке из Харькова на Днепропетровск меня вместе с матушкой захватили националисты правого сектора и решили нас «утилизировать», так у них называется расстрел людей. У меня был телефон, и я попросил одного из них позволить мне позвонить. Я дозвонился человеку, фамилия которого крутилась у меня в голове. Он попросил передать телефон командиру, и после этого разговора нам дали несколько часов, чтобы покинуть украинскую территорию через Крым и уйти на территорию РФ. По дороге в Крым нам удалось заехать домой, и всё что я смог взял с собой – это богослужебная литература, священническое облачение и не много личных вещей, успел заехать в епархию взять отпускное письмо с почислением за штат, и переходом в другую епархию. А позже я приехал в Воронежскую область, и так как я на Украине был переведен за штат, то у меня появились законные основания служить в Росошанской епархии до получения российского гражданства. Моя дочь тоже переехала в Россию и получила здесь гражданство.

IMG-20170819-WA0005-22222222Не скрою, что происшествие на Украине с «утилизацией» у меня как священника оставило тяжелый отпечаток в душе и горестные воспоминания.

На Украине до 2009 года я нес послушание в монастыре. Потом с 2012г по 2014г, в с. Чаплинка служил священником. В Росошанской епархии, Воронежской митрополии пробыл с 2014г. по 2017 года. В с. Петровка, Павловского р-на, служил в храме блгв. кн. Александра Невского, затем Владыка благословил служить благочинным в Воробьевском р-не, Воронежской обл.

Будучи на Украине в Днепропетровской митрополии я часто навещал места заключения и с личным составом проводил беседы. В России управление УФСИН тоже заинтересовалось моей миссионерской работой и предложило мне проводить со служащими духовные беседы. Нужно сказать, что в Воронежской области ежегодно проводится акция «Белый цветок», во время которой собираются значительные средства для помощи онкобольным детям. Моё же участие в этой акции заключалось в проведение бесед с людьми, предпринимателями, администрацией, коллективами медперсонала и другими учреждениями.

Позже я стал проводить духовные беседы с сотрудниками МЧС, и плотно  общаться с сотрудниками МВД, когда по согласованию с высшим начальством Управления МВД собирался весь офицерский состав. Проходили беседы и с несовершеннолетними детьми, находящимися под надзором органов УВД.

Районная администрация меня, как священника приглашала на все праздничные и значимые мероприятия района, многие директора школ, заботясь о духовном и нравственном воспитании школьников, тоже приглашали для бесед с ними. В школах мы даже рассматривали актуальный вопрос о терроризме и отношении к нему Православной церкви. В духовных беседах я как священник всегда все вопросы рассматривал, беря за основу Евангелие, как слово Божие.

В Воронежской митрополии мне пришлось послужить ещё и старшим священником в Костомаровском женском монастыре. В этом монастыре есть икона Божией Матери, расстрелянная в революцию, на которой остались следы от пуль. Там я получил определённый опыт работы с монашествующими женщинами и нужно сказать, что опыт этот был не простым. Здесь мне пришлось самому учиться и терпению, и настоящей кротости. В мужском монастыре при возникновении между монахами затруднительных отношений всегда наступит момент, когда ты просишь прощения у брата, положишь перед ним земной поклон, похристосуешься, «Ибо Христос среди нас!» и мир в сердце наступает моментально. Но в женском монастыре было всё гораздо сложнее. И я сделал для себя вывод, что Господь по своему промыслу посылает нас на возделывание подобной нивы, чтобы мы приобретали добрый опыт служения, и не полагали в сердце своём, что уже многого достигли на священническом поприще.

IMG-20170824-WA0024Когда я в 2017г, приехал на Камчатку, я понял, что здесь большое поле духовной деятельности, большая духовная невозделанная нива. Здесь можно многое сеять в людских душах и ждать всходов.

Конечно, люди здесь открыты, но открытость это больше человеческая, чем духовная. Принять тебя сразу с распростёртыми объятиями люди не могут, они должны присмотреться и понять кто же перед ними, и что это за человек. Достучаться до их сердец, вложить в них слово Божие не просто. На открытии и освящении храма в селе Ивашка присутствовало около 150 человек, казалось, что это хороший потенциал для будущего прихода. Но это был просто интерес жителей к необычному событию, происходящему в селе: освящению храма.

А позже беседуя с жителями, понимаешь, что они очень ещё далеки от Церкви и Бога. Молодёжь не воспитанная, священника держат за панибрата, при нём курят, сквернословят, пьют. Нет никакого стыда перед старшими по возрасту, нет ни уважения, ни должного почтения. Не нужно отрицать, что растлению молодых способствуют старшие, которые также ведут себя не благочестиво.

Но всё — таки людям свойственно искать духовные пути, и у некоторых есть желание общаться со священником, поговорить о Православии и делах Церкви. Мы понимаем, что православная Церковь никогда не проявляет над человеком насилие,  Господь даёт каждому волю выбора, и мы священники не можем насильно приводить человека к вере. Священник должен объяснять человеку, что на Землю он приходит для того, чтобы прожить достойную жизнь и после смерти обрести Царствие Небесное.

Идти по пути священства – это мой осознанный выбор, в родне моей не было священнослужителей, путь которых мне стоило бы продолжать. Дед мой был Ветераном Великой Отечественной войны, награждён Орденом ВОВ I степени. Он дошёл до Польши, в одном из городов они затянули пушку сорокапятку на третий этаж и подбили танк, который перегородил узкую улочку и заблокировал движение вражеских войск. Бабушка моя работала в тылу. После учёбы я работал на заводе сварщиком и жила наша семья достаточно обеспеченно, я в своё время занимался даже промышленным альпинизмом. Сам я родился в Днепродзержинске, отец был военнослужащим, и наша семья исколесила всю Россию и ближайшее зарубежье.

Если рассуждать о человеке то нет такого, чтобы жил без веры, но многие верят в какого-то своего путеводителя, энергию, в космические силы. И моя задача как священника понять его мировоззрение, его стремление, а затем суметь вложить в него понятие об Истине, о Боге. Но нужно всегда помнить, что когда мы наставляем человека на благодатную жизнь, то являемся для него примером подражания. А нужно ли это самому человеку? Зачем Господь явился среди евреев, зачем Он показывал им чудеса исцеления, воскрешал из мёртвых, изгонял бесов, сколько человек видело воплощение Бога!? Тысячи евреев!!! А сколько уверовало?! Единицы!!!

Ведь человека всегда устраивает тот образ жизни, которым он сейчас живёт. И пока человек не проявит волю выбора, он не примет того, что ему объясняет священник.

Когда человек вспоминает о Боге? Когда на него наваливаются неприятности, тогда он впадает в состояние печали, тревоги, горя. С человеком должны случиться такие события, от которых он придёт в торможение от своей жизни и начнёт осознавать, что нужно обратиться к Богу. И если в это время человек приходит к священнику за помощью, то он должен быть для него в этот момент любящим родителем и не выпускать из своего вида, молиться за него. А когда к человеку прикоснётся Господь, когда человек ощутит Божию благодать, то он уже не захочет с этим состоянием расставаться. Но таким состоянием человек будет дорожить лишь тогда, когда он его выстрадает и осознает важность и необходимость полученного  Божественного дара.

304В наш храм в Ивашке на службы ходит постоянно около десяти человек. Сейчас я поставил  задачу — наладить отношения с отделом образования и проводить беседы в школе. Там учится  около 60 учеников. Молодёжь – это будущее прихода, потому что через воздействие Святого Духа, дети чувствуют свою причастность к Церкви. Некоторые уже берут у меня благословение на учёбу. Основная часть прихода — это украинцы, они живут здесь давно и веру свою не растеряли и некоторые из них даже уже поют на клиросе.

Священники должны идти и трудиться среди всей своей паствы, какой бы она не была. Как Господь показал израильскому народу весь путь, которым следует идти, ведь он был среди них и словом, и делом, и своим физическим присутствием.  Так и священник русской православной церкви: пришёл, сеял слово истины, объяснял, рассказывал, показывал, служил в храме, почему же человек не уверовал, почему не пришёл к Богу? Как такой человек будет оправдываться на Страшном суде?

Поэтому всякий человек должен принять таинство крещения, потому что крещенный водой и Духом Святым обрящет Царствие Небесное. Это простая Истина и каждому следует её знать, потому что некрещённый вне ведения Бога. Как человек может прийти и найти Того, Кого он не знал на земле?!

Я Литургист. Очень люблю стоять у престола рано поутру, когда служба бденная. Солнце ещё только встаёт, а ты уже служишь Господу!

Сегодня в Ивашке мы служим в храме каждодневно всю неделю заупокойную службу: панихиду, литию: в понедельник — акафист Небесным Силам бесплотным, вторник — акафист Пресвятой Богородицы Целительница или в честь иконы Божией Матери Неупиваемая чаша, в среду служба — Кресту Животворящему. В четверг служба посвящается храмовому святому Максиму Греку , пятница – вечерняя служба, в субботу Литургия, вечером всенощное бдение и в Воскресенье Божественная Литургия. Этот порядок поддерживается нами с момента освящения храма. К проповедям всегда готовлюсь и стараюсь быть кратким и произношу их не более 20 минут, всегда руководствуюсь Евангелием, при этом стремлюсь наладить с прихожанами живое общение.  Провожу Катехизаторские, Литургические лекции в ДК по всевозможной православной тематике, и в общении затрагиваем темы, касающиеся жизни Церкви и веры.

Почему я приехал на Камчатку. Когда я служил благочинным в Воробьевском районе, Воронежской митрополии произошло интересное событие. Вечером ко мне постучали двое: мужчина и женщина, по виду это были путешествующие люди. Позже, я понял, что это люди блаженные. Они пешим ходом, из Севастополя путешествуют по всем святым местам. Где встречали храм или монастырь: останавливались, молились, трудились, причащались и шли дальше.

Мы поселили их в подсобном домике в саду, и прожили они у нас 4 месяца. Они очень почитают Царскую семью и их мечта  — попасть на Камчатку в Свято-Пантелеймонов монастырь. Они-то и подарили мне книжечку епископа Нестора (Анисимова) «Моя Камчатка». С тех пор я Камчаткой заболел, у меня возникла такая непреодолимая тяга поехать сюда служить.

Перед окончательным переселением на Камчатку я месяц пребывал в Свято-Пантелеимоновом мужском монастыре, где встретился с владыкой Артемием и был зачислен в штат епархии, но тогда ещё не знал, в каком месте буду служить. Я поехал в Воронеж, и мы для отъезда в новую епархию стали собирать с семьёй свои скромные пожитки. В это время мне позвонили из Москвы, попросили съездить в Воронеж и посмотреть на готовность колоколов, которые были заказаны для Находки и Камчатки. Когда я приехал то мне показали два набора колоколов: одна партия — в Находку, а другая — на Камчатку. Я осмотрел колокола, сфотографировал их, при этом мне сообщили, что одна из партий будет направлена в Ивашку, о которой я тогда ничего  не знал, и даже не ведал, что придётся там служить.

А сейчас для этих колоколов достраиваем колокольню и освятили уже два больших колокола, и планируем построить воскресную школу, прямо на территории храма.

Камчатка для меня – это место духовного развития. Мне хочется себя испытать в стесняющих человека обстоятельствах. На материке всяческая доступность и возможность, здесь такого человеку не представляется.

Нужно сказать, что подвизаясь экономом в мужском монастыре, я научился немаловажной вещи – оставил свою волю и научился исполнять должным образом все, что мне поручалось.

Нас Господь научает как — слово должно совпадать с твоим действием, если слово не совпало с твоим действием, то ты сотворил грех! Если Церковь на меня что-то возлагает, то я должен приложить все свои силы чтобы это выполнить. Я как десантник: если десантник не выполнил порученную ему задачу, то он убит.

Я осознаю сейчас, что везде, где я нес послушание как священник, я могу со спокойной совестью вернуться, и меня там примут с любовью и радостью. И верю, что в священнической жизни меня ведёт Господь.

48

Член Союза журналистов России Нина Доронина

Фото Иерея Игоря Павлова