Миссионерский листок. Поселок Палана.

С начала Валламской миссии в Палане прошло 2,5 месяца.
За это время по милости Божией произошли следующие перемены:
В храме регулярно совершаются богослужения и Таинства (2 раза в неделю служится Божественная Литургия), в субботу утром – панихида, по вечерам будни – повечерие с акафистом и каноном. Исповедь совершается ежедневно. Как правило, раз в неделю проходит крещение.
Регулярно (2 раза в неделю по часу) с прихожанами проводятся индивидуальные занятия по чтению на ЦСЯ. В ближайших планах – проведение регулярных занятия по церковному уставу.
Каждое воскресное богослужение (за очень редким исключением) с амвона звучит проповедь. В ближайших планах – проведение регулярных воскресных занятий со взрослыми по основам догматики и аскетики.
Раз в две недели в местной библиотеке со школьниками проводятся организованные руководством библиотеки занятия из цикла «Дорога к храму» (прошли встречи на темы «Церковное пение», «Священство», тема ближайшей встречи – «Таинство исповеди»).
Еженедельно (2 раза в неделю по 2 часа) проводятся индивидуальные беседы и групповые занятия с воспитанниками местного детского дома.
Впервые прошла встреча с учащимися местного педагогического колледжа. На этой неделе запланировано продолжение диалога – просмотр и обсуждение документального фильма «Прости… Грех и покаяние».
Для одного класса местной школы была проведена экскурсия в храм.
Закончив масленичную седмицу чином прощения, мы радостно вступили в Великий Пост. Отслужили 1-ю неделю полным чином, без сокращений. На утренних службах присутствовало 3 – 5 человек, на повечерие с каноном прп. Андрея Критского приходило порядка двадцати.
Два раза (с месячным) интервалом съездили в поселок «Лесная», в ближайших планах – поездка в Воямполку. В последней поездке в Лесную о. Игнатия сопровождал наш регент Вера (уроженка Лесной). За 3 дня, проведенных в Лесной о. Игнатий освятил 11 квартир и местную школ; крестил 5 молодых людей; отслужил панихиду; провел чин прощения в местном приходе и исповедь; причастил порядка 12 прихожан запасными дарами; назначил им постовое правило, за чаепитием с прихожанами рассказал о сущности греха и об опасности, в том числе и по стыду, скрытия на исповеди человеком своих прегрешений. Также о. Игнатий встретился с вновь избранным главой местной поселковой администрации. Не обошлось в этой поездке без приключений. Туда благополучно доехали на снегоходе мужа старосты, а обратно договорились уехать на снегоходе с лесновцем. И вот в 20 км от Лесной у новой Ямахи «стуканул» двигатель. Делать нечего – решили пешком возвращаться в Лесную, даром что мороз несильный. По милости Божией, пройти пришлось не более 2-х километров, очередной лесновец на «Буране» согласился доставить до Паланы о. Игнатия и регента Веру.
После смены главного редактора в местной газете мы начали регулярно публиковать в ней просветительские статьи, готовимся отвечать на вопросы читателей.
По инициативе местных прихожан, работающих в больнице, знающих нужды своих соседей и знакомых, о. Игнатий посещает больных для совершения над ними Таинства исповеди и Причастия.
В то же время, по разным обстоятельствам, не исключая в создавшемся положении и нашей вины из-за нехватки миссионерского опыта и времени, не решаются следующие задачи.
Отсутствует какое-либо взаимодействие с местной школой.
Взаимодействие с местным тубдиспансером пока закончилось размещением икон в выделенной руководством тубдиспансера молельной комнате.
С большим трудом (по большей части из-за изначально непродуманно жестких высказываний инока Кирилла) идет работа с детским домом. Приемы работы приходится менять на ходу, в том числе и с учетом того, что большая часть воспитателей отнюдь не симпатизирует Православию.
Не налажена планомерная и прозрачная система работы с малоимущими прихожанами и жителями Паланы (помощь им оказывается эпизодически).
Мы практически ничего не делаем для того, чтобы как-то организовать прихожан, нацелить их на выполнение должным образом различных миссионерских и социальных задач, в большей степени следуем их собственным инициативам.
Не сдвинулась с мертвой точки создание нашей страницы на интернет-сайте поселковой администрации.
В заключение хотелось бы дать примерную характеристику той среды, в которой мы несем свое послушание.
Аборигены, до сих пор исповедующие язычество (при самом разном уровне образования!), по нашему убеждению, находятся под непосредственной властью демонических сил. Это проявляется у них в чувстве постоянного страха и одиночества, в регулярных «предчувствиях» и видениях, в употреблении галюцогенных мухоморов, в крайне низкой внутренней сопротивляемости невзгодам жизни, в отсутствии видения каких-либо перспектив в собственной жизни, в неспособности трезво рассуждать о своей загробной участи, в повальной алкогольной зависимости и высоком проценте самоубийств, в том числе среди молодежи. При этом сама система жизнеобеспечения аборигенов (в большей части – кочевых оленеводов) основана на постоянном общении с темными духами. Это и разнообразные жертвоприношения, и обряд погребения (коряки верят в то, что за душой умершего приходят злые духи), и наречение имен вновь родившимся родственникам, в которых, по вере каряков, в результате реинкарнации вселяются души родственников умерших. Последние же еще в конце 19 века, став немощными стариками, умирали от рук своих близких родственников по соображениям «экономической целесообразности». В качестве иллюстрации мы приводим текст корякской сказки «Бог и сиротка». С христианской точки зрения жизнь аборигенов-язычников выглядит как сущий ад: полная лишений жизнь часто заканчивается скоропостижно, или от алкогольного отравления, или самоубийством. Потом реинкарнация. И все начинается сначала. Естественным завершением такой «дурной бесконечности» является то, над чем бесы целенаправленно работают, – вымирание корякского народа. Одновременно душа аборигена предельно доверчива, кротка и незлобива. Осознавать этот разрыв очень больно, как больно смотреть на маленького ребенка, погибающего от страстного недуга.
Административно-экономическое возрождение традиционных способов хозяйствования вряд ли сможет остановить этот процесс, т.к. после того, как аборигенам стало доступно обращение в Христианство, в его основе – духовные проблемы. Достаточно вспомнить судьбу ханаанских народов времен завоевания Израилем земли обетованной. Это с одной стороны. А с другой, – историю русского народа, исключительно благодаря Православию сохранившему свою национальную идентичность в условиях 200-летнего монголо-татарского ига. Поэтому принятие истинного Христова благовестия – единственный, на наш взгляд, способ сохранить местные народы.
Но приступить к этому благовестию аборигенам Севера непросто. Во-первых, система ценностей родовых отношений для многих их них по-прежнему весьма актуальна. А тот, «кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое (2Кор.5:17)». И в этом новом «…нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол.3:11)». Во-вторых, необходимость выживания в сложных природных условиях способствует развитию у северян эмоционально-чувственных, «тактильных» способов восприятия окружающей действительности. Их внимание сосредоточено на том, что происходит вокруг них. Православная аскетика, напротив, начинается с обращения мысленного, созерцательного взора внутрь себя, к поиску своего сокровища за пределами чувственно-воспринимаемого мира. Поэтому аборигену гораздо проще вступить в псевдохристианскую секту, чем начать жить по-православному. Неопятидесятники (они же «харизматы») успокоят совесть одним фактом веры в Бога Иисуса Христа, немного «загрузят» голову методично-рациональным изучением Священного Писания (по заранее отработанной технологии), но, и это самое главное, они дадут возможность испытать каждый раз пьянящую «радость» общения со «святым духом». Это опьянение может оказаться и посильнее алкогольного. Но проистекает эта пресловутая «радость» из того же источника, что экстаз языческого шамана. Поэтому так легко попадает в сети харизматов молодежь. Вот почему харизматическое движение в контексте Камчатки нам представляется наиболее опасным. Для более степенных аборигенов, искренне желающих благочестиво и сытно прожить эту земную жизнь, всегда открыты двери баптистских общин. Здесь все культурно и чинно. Алкоголиков и разных маргиналов тут просто не держат. Выбор в пользу этой секты, как нам кажется, человек делает вполне осознанно: его сокровище здесь, на земле. Он хочет честно работать, не пить, совершать положенную меру добрых дел, заучивать тексты Священного писания и уважать безгрешного себя. Самое страшное и с чем нам воочию пришлось столкнуться: очень большое количество крещенных и считающих себя православными людей полностью разделяют подобную систему ценностей. Таких православных по факту гораздо больше, чем сектантов-баптистов. Что с этим делать? Завершая разговор о сектах, нельзя не сказать о том, что в них почему-то находятся люди (и приезжие, и местные), готовые постоянно жить и работать в местных условиях, в том числе и в самых дальних поселках со средневековым уровнем бытовых условий. Среди нас, увы, таких энтузиастов, почти нет. В той же Лесной люди долгое время просто не знали, что здешние харизматы не православные. Им некому было об этом сказать.
Каковы же в этих непростых условиях могут быть ключевые моменты миссионерской деятельности? На наш, заведомо дилетантский взгляд, – следующие:
1. Центр всего – литургическая жизнь, участие в Таинстве исповеди и Евхаристии. Миссионеру следует делать всё возможное, чтобы расположить и подготовить аборигена, главным образом к достойному участию и принятию Святых Таинств, нам нельзя забывать, что слова остаются словами, а спасает и исцеляет человека Благодать, которая даётся человеку именно в Таинствах. Стыд, стеснение сказать незнакомому батюшке о постыдных грехах, что не редко встречается среди аборигенов, лишает человека спасения, и Таинство Причастия становиться ему в осуждение. Печально, когда батюшка, через какое-то время узнаёт, что оказывается причастники из труднодоступного селения, не были с ним на исповеди достаточно искренни по причине своей стыдливости. К сожалению, у большинства крещеных аборигенов нет осознания опасности нераскаянного греха, понятия о достойном приготовлении к Причастию. Эти вещи должны красной нитью проходить в тематических установках проведения священниками миссионерства, каждый священник должен на этом делать основной акцент, люди не понимают смысла Таинств, не готовиться к ним подобающе, и Таинство не совершает чуда над человеком, он отходит от него не исцелённым. Все остальные мероприятия, разговоры и т.п. должны иметь конечной целью вышесказанное. Но это относится только к уже крещеным. Именно на этом пункте мы пока и делаем основной акцент в нашей миссионерской деятельности.
2. Не привлекать в церковную ограду посредством проведения различных ярких агитационных мероприятий, но являть своей будничной жизнью рядом с ними пример христианского мировосприятия, только в Православии гармонично сочетающего странничество в этом мире, постоянное желание живого богообщение, искреннее и глубокое чаяние жизни с Господом в вечности и живую сострадательную заботу о всех скорбящих в своей богооставленности тварях, о близких и далеких, друзьях и врагах. Это достигается посредством напряженной молитвенной и литургической жизни миссионера, искренним интересом к Богочеловеческой личности Христа. Если миссионера действительно больше всего интересует Христос, то не нужны будут никакие специальные PR-акции, чтобы рассказать людям о Нем. Да после таких акций «за компанию» могут креститься сразу десятки человек, большинство из которых больше никогда не придут в храм и, нося крест будут по-прежнему верить в переселение душ. Если перечитать «Мою Камчатку» митр. Нестора или «На краю света» Лескова, то становится понятным, что до того, как крестить, 90% сил и времени надо потратить на то, чтобы учить, в первую очередь личным примером.
3. Рассказывая аборигенам о Православии, стоит по минимуму использовать умозрительные богословские конструкции. Для них важнее всего увидеть. Жития святых, истории из жизни современных подвижников, реальные обстоятельства их будничной жизни должны составлять большую часть миссионерской проповеди. Большинству из них надо все рассказывать с самого начала: о Едином Боге, о грехопадении и смысле греха, о смысле ветхозаветного периода Священной истории, о чуде Благовещения…
4. При контакте с аборигеном очень важно опираться на помощь проверенного воцерковленного проводника-аборигена, лучше всего уроженца места, где осуществляется миссия. Уровень доверия у некрещеных к миссионеру резко повышается, а крещенные быстро научаются правилам поведения в храме, общения со священником.

По материалам блога  «Это странное место – Камчатка!»

Метки: ,