Миссионерский листок № 1. Поселок Палана

Прошел месяц со дня начала миссии в Палане братии Валаамского монастыря. Первым под патронажем руководителя епархиального миссионерского отдела в столицу Корякии прибыл иеромонах Игнатий. Двумя неделями позже к нему на помощь прилетел инок Кирилл. Хочется поделиться нашими первыми впечатлениями, размышлениями о радостях и проблемах православной миссии на севере Камчатки.
С самого начала мы поставили во главу угла литургическое воцерковление прихожан паланского храма. Литургия, предваряемая уставным вечерним богослужением, служится у нас 2 – 3 раза в неделю. Отрадно, что и в будние дни на Литургии к Причастию подходят порядка 10 человек. Утреннее богослужение завершается проповедью. На воскресном всенощном бдении и на Литургии в храме собирается порядка 30 человек. В дни, свободные от уставного богослужения, мы собираемся с прихожанами в храме вечером для чтения повечерия с акафистом или молебна. В результате, практический каждый вечер в храме проводится исповедь.
8 января силами старосты храма Татьяны Ивановны в храме был проведен веселый детский утренник с раздачей вкусных подарков и чаепитием. 13 января мы по приглашению директора детского дома Натальи Павловны приняли участие в детдомовском празднике, после чего два воспитанника приняли Святое Крещение. Всего за месяц в Палане приняли Крещение 11 человек, из них 9 несовершеннолетних детей.
В 20-х числах декабря в таинстве Елеосвящения, проведенном отцами Федором и Игнатием, приняло участие порядка 40 человек.
Некоторой неожиданностью для нас оказалось отсутствие у паланских православных практики церковного напутствия своих усопших родных и близких. Восстановив упущенное, о. Игнатий отпел 5 отошедших в январе месяце ко Господу христиан. На отпевании, в виду особой атмосферы, появляется возможность поговорить с людьми о вере, затронуть вопросы, касающиеся основной цели жизни человека на земле, напомнить им о спасении души. Хотелось бы отметить, что в виду уже сформировавшегося национального взгляда на загробную участь людей после смерти, я имею ввиду Корякское поверие о реинкарнации человека, смерть у них воспринимается довольно оптимистически, на это следует обращать особое внимание в проповедях.
В праздновании Крещения людей в храме было не так много, как на Рождество (на службах Сочельника порядка 10 – 15 человек, на всенощной Крещения порядка 20, на праздничной Литургии порядка 15). После окончания Литургии сочельника мы крестным ходом прошли до местной речки, где силами местных властей была сделана прорубь виде креста, здесь провели первое Великое освящение воды. В тот же день вечером, после окончания всенощного бдения мы крестным ходом (порядка 30 человек) дошли от храма до проруби и при большом скоплении народа окунулись. Освещение, теплую палатку, спуск в прорубь, горячий чай после купания, доставку необходимых предметов для освящения воды из храма и обратно организовала местная администрация, представители которой также присутствовали на купании. После завершения официальной части в крещенском купании приняло участие большое количество взрослых и детей.
На местном телевидении прошел репортаж о праздновании Крещения, включающий в себя интервью о. Игнатия. Также, в местной газете «Народовластие» были напечатаны два больших интервью и одна ознакомительная статья посвященная празднику Крещения; первое интервью было посвящено П

разднику Рождества, второе Крещению. Намечено дальнейшее сотрудничество с газетой, в перспективе будет выделена отдельная колонка с целью просвещения жителей Паланы в вопросах веры и православной церковной жизни.
20-го января, по просьбе руководителя ансамбля Иосифа Жукова, было совершенно освящение рабочей студии Корякского фольклорного ансамбля «Ангт». На освящении студии присутствовало руководство ансамбля и несколько солистов, многие из присутствующих крещены, в том числе и сам руководитель Иосиф Жуков, собравшиеся проявляли интерес к духовной жизни, задавали вопросы.

В ближайших планах:
 поездка на несколько дней в Лесную, которая уже три раза срывалась из-за неблагоприятных погодных условий;
 беседа с детьми в поселковой библиотеке о церковном пении (в рамках работы кружка «Дорога к храму»);

 начало планомерной работы с воспитанниками детдома (программа встреч-бесед с детьми разных возрастных групп находится на согласовании у директора детского дома;
 обучения медсестер-акушерок правилам крещения младенцев мирским чином (в случае страха смертного);
 открытие оборудованной молельной комнаты в туберкулезном диспансере (необходимое помещение, после проведения встречи с главным врачом диспансера, уже выделено);
 проведение встречи с учениками местного колледжа, в том числе и теми, кто постоянно проживает в Пенжинском районе (возможно, обращенные в Православие дети смогут стать примером для своих родителей);
 подключение в внутрипаланской компьютерной сети для размещения различных просветительских материалов и ответов на вопросы пользователей этой сети.

Теперь о самом интересном – о трудностях и проблемах, над которыми предстоит работать.
1. Прихода как единой церковной семьи фактически нет. Небольшой костяк регулярно посещает все службы (из них только один мужчина), остальные от случая к случаю. Уровень осознания церковных догматов, правил литургической жизни крайне низкий. При этом большинство крещеных паланцев (а таких очень и очень много) вообще не живут церковной жизнью, никогда не молятся, не постятся. При этом в Палане крайне благоприятные условия для благочестивой жизни: нет всевозможных развлекательных центров, рекламы, дешевого интернета, отношения между людьми очень доброжелательные. Для преодоления отмеченных проблем мы намереваемся всячески помогать людям приступить к участию в церковных таинствах, разъясняем смысл этого в проповедях и в частных беседах, учить людей церковному уставу, чтению на церковно-славянском языке.
В связи с вышесказанным, у нас возникает вопрос, ответ на который для нас совсем неочевиден: стоит ли крестить людей, во-первых, без надлежащей огласительной подготовки, во-вторых, при заведомой невозможности обеспечить их воцерковление, о чём также упоминается в официальных документах патриархии по катехизической деятельности?

2. В силу исторических особенностей своего мировосприятия для местных жителей личность священника на пути к Богу играет одну из ключевых ролей, если не главную. Привыкнув к священнику и начав ему доверять, они начинают регулярно ходить в храм. Соответственно, смена священника (по любым основаниям) влечет за собой отток верующих. Проблема, на наш взгляд, более чем серьезная. Без доверительных отношений невозможно руководить духовной жизнью прихожан. А они в этом руководстве очень нуждаются и сетуют на частую смену руководителей. Какой начальник мог бы успешно решать свои задачи, если бы у него каждые 3 месяца менялись ключевые помощники. А прихожане решают самую сложную задачу – встретиться в этой жизни с Христом. Ведь без этой встречи, как сказал прп. Симеон Новый Богослов, не состоится встреча с Христом и в вечности. С другой стороны, поверив батюшке, люди начинают приходить в храм к нему, а не к Христу. Разрешение этого противоречия нам видится, во-первых, в окормлении паланцев несменяемым белым священником, живущем здесь с семьей, либо группой монашествующих (несменяемым должен быть, как минимум, руководитель группы). Вахтовый метод может принести быстрые и внешне осязаемые плоды, но содержательно это будет подобно разбрасыванию семян на каменистой почве. «Одиночка» заведомо не выдержит напора «душевности» и растворит свое монашество или священство в неторопливом и по-своему комфортном паланском укладе, тогда как жизнь своим семейным или монашеским укладом позволит выдерживать необходимую дистанцию с прихожанами. Во-вторых, и это самое главное, «духовно выжить» здесь невозможно без постоянного хранения своего сердца и помыслов. Минимальная вычитка правила недостаточна. Очень быстро можно скатиться к протестантстким методам воздействия – яркие акции, вкусные и полезные подарки, поверхностные рассказы, ненапряженное богослужение и т.п. Если миссионеры не будут гореть желанием встречи со Христом, то можно ли надеяться на то, что Господь зажжет такое желание в сердцах их паствы? В лучшем случае появится кратковременный интерес к внешней стороне событий, являющийся типичным следствием информационного голода в провинциальной «глубинке». А если еще принять во внимание груз языческих традиций… Знаменательно, что местным баптистам, несмотря на все их замечательное материально-техническое обеспечение, пока так и не удалось привлечь в свои ряды никого из жителей малообеспеченного поселка «Лесное» (в отличие от харизматов). В связи с этим хочется привести слова философа К. Ясперса: «Можно, пожалуй считать, что способность принимать на веру даже самый грубый абсурд поразительным образом увеличивается в современном человеке. Он так легко поддается суеверию. Но там, где есть суеверие, победить может только вера, не наука». Личная вера миссионеров, явленная ими в каждодневном проживании с аборигенами, их жизнь плечом к плечу, как нам кажется, более надежное средство обращения людей к истинной вере в Христа, нежели любые преимущества административного ресурса.
3. Последняя проблема, над которой мы только задумались, но пока и близко не подошли к выработке возможных решений, заключается в следующем. Как возможно совместить сохранение языческого родового уклада местных аборигенов с глубоко космополитичным по своей природе христианством. Ведь местные обычаи и традиции веками были для камчадалов и важным фактором их физического выживания в суровых условиях, и способом их национальной идентичности. За рамками своих традиций абориген очень скоро утратит черты своей национальности. Исповедовать христианство в рамках языческих традиций невозможно, как невозможно служить двум богам.

Блог «Это странное место — Камчатка!»
(http://blogs.pravkamchatka.ru/missioner)
Фото из архива сайта «pravkamchatka.ru»

Метки: ,