Миссионерская поездка по отдаленным приходам «Колокольный звон над Камчаткой».

аваПо благословению архиепископа Петропавловского и Камчатского Артемия с 25 апреля по 2 мая состоялась миссионерская поездка с мощами преподобного Сергия Радонежского и лекцией о колокольном звоне по отдаленным приходам и школам Камчатской епархии. Помимо основной группы, включающей в себя священника Бориса Мурзина, иеродиакона Стефана и инокини Ольги, к ним в спутники присоединились Мария — матушка отца Бориса с дочкой Евой и звонарь — Анна Вовк.

Вот как описывает эту поездку матушка отца Бориса:

«Ещё полгода назад, когда мы прибыли сюда, зародилась у нас с отцом Борисом мысль-мечта — попутешествовать вместе всей семьей по Камчатке, хотя бы по той её части, куда можно добраться на машине. А уж после его первой миссионерской поездки и рассказов об увиденном и подавно мой интерес возрос. Но у нас маленький ребенок… Как это возможно с ним?..
И вот, неделю назад приходит мой батюшка домой радостный и сообщает, что его отправляют в поездку с мощами преподобного Сергия Радонежского и лекциями по школам про колокольный звон. Поеду ли я с ним? «А разве можно?» — спрашиваю. И утвердительное «Да!» в ответ. Конечно, сразу волна эмоций и мыслей в голове — что взять, как быть с малышкой, не большой ли это риск, как она будет в дороге… И прочее, прочее. Но всё-таки решились, помолились и отправились уже на следующий день в шесть утра в дальнюю дорогу.
Первая наша остановка была в поселке Сокоч. Отец Борис, Аня (наш звонарь) и отец Стефан отправились в школу, матушка Ольга осталась в машине, а мы с Евой отправились гулять. К сожалению, в храм нам так и не удалось попасть, поэтому мы просто гуляли по поселку, а в какой-то момент услышали колокольный звон. Шел он от школы — ведь мы с собой везли небольшую звонницу, которые наши миссионеры брали с собой во все школы. Звон означал, что близится конец урока и Аня уже показывает мастер-класс по звонарскому искусству. Интересное явление встретилось мне в Сокоче — все жители, которые попадались мне навстречу, здоровались и приветствовали меня, как старую знакомую. Удивительно, ведь не в каждом поселке это встретишь, а в городе тем более.

На дорожку отведали славящиеся на всю округу пирожки и покатили дальше.
В Усть-Большерецке нас радушно встретили отец Сергий, матушка Анна и их сынок Ванюша. Попив чайку с дороги, основная группа отправились в школы, где предстояло дать два урока, а мы остались их ждать и немного передохнуть с дороги.
Наша Ева же в это время нашла друга в лице сынишки батюшки Ванечки. Мы общались с хозяйкой дома, а малыши забавно делились опытом на своем младенческом языке и осваивали навыки общения.
После школы матушка накормила нашу ораву вкусным и сытным обедом, и мы поехали дальше. Но перед тем, как отправится вглубь Камчатки, мы не могли не заехать на берег Охотского моря и полюбоваться стихией моря. А ведь все эти места исторические. Здесь находился один из первых казачьих острогов, жизнь в котором весьма отличалось от нынешней и была преисполнена всяческих трудностей и опасностей.

В этот же день к вечеру мы прибыли в Мильково. Милое Мильково, как увидели мы на транспарантах и плакатах. Действительно, чем-то село создает это ощущение мягкости, спокойствия, душевности, чего-то родного из детства… Может быть, это впечатление сложилось от того, с какой приветливостью и сердечностью встретили нас прихожане Мильковского храма, куда были доставлены мощи преподобного Сергия. В данный момент приход располагается в здании бывшего детского сада, всё убранство простое и скромное, но теплота людей всё заменяет и украшает. Прихожане дружны между собой и держатся друг за дружку. Это стало видно из того случая, что мы попали на время, когда исполнилось девять дней одной почившей прихожанки. Так весь приход собрался её помянуть, отслужили литию, а потом уже молебен перед мощами. Здесь на Камчатке впервые мне довелось столкнуться с таким явлением, что приход сам живет активной жизнью даже и без батюшки. То есть, конечно, они не совершают сами Таинства и ждут для этого священника, однако и сами не сидят просто по домам, а собираются, молятся, читают акафисты, помогают как-то друг другу. На материке обычно организатором выступает батюшка, и складывается впечатление, что ему больше всех надо. А тут как раз нет. Люди сами хотят, чтоб у них была община. В идеале, чтоб и свой постоянный священник, но не везде это возможно. Поэтому весьма радует, что есть такие общины, и некоторые особенно удивляют.

В Мильково отец Борис провел сразу четыре урока подряд в одной школе. А затем сразу же они поехали в Шаромы и провели там один урок и молебен перед мощами. Вот и этот приход также вызывает уважение и симпатию своим отношением даже к месту своего собрания — такой чистоты и порядка можно желать любому приходу, храму и молельной комнате!

Таким образом, проведя в Мильково день и две ночи, мы тронулись в путь дальше.
Следующей нашей остановкой был Козыревск. Выехав в пять утра, к восьми отец Борис уже собрал всю школу на свою лекцию, а мы с матушкой Ольгой в храме пели с прихожанами тропари и акафист перед мощами. Когда в школе батюшка закончил, то приехал в храм, отслужили молебен. К сожалению, погода в тот день стала портиться, подул сильный ветер и пошел снег. Не смогли полюбоваться красивой природой, были вынуждены быстро собраться и ехать дальше.

Ключи нас встретили ещё сильнейшей непогодой, холодом и снегом с дождем. Знаменитая Ключевская Сопка была закрыта плотными тучами, так мы её и не увидели… Отец Борис с отцом Сергием практически сразу поехали в школы (одна из них в военной части), а мы остались на попечении матушки Людмилы и благочестивых прихожанок. Когда батюшки вернулись, мы сразу отправились дальше, так как торопились до темноты добраться в этот же день до Усть-Камчатска.

Дорога была очень трудная, местами даже очень опасная: мокрый снег, сильный порывистый ветер, обрывы… Иногда машину сильно вело, но отец Стефан каждый раз проявлял свою хватку, ловкость и мастерство, так что мы в целости и сохранности добрались до поселка. Там нас встретил отец Николай и определил на место ночлега, где нас ждал ужин и отдых после тяжелой дороги. На следующий день утром мы все отправились в школу, а в это время в храме служили молебен перед мощами. Надо отметить, что все школы, которые были задействованы, встречали нашу миссионерскую команду очень приветственно и одобрительно. И преподаватели, и ученики — все были довольны.

Во второй половине дня мы собрались и отправились опять в дорогу. Благо, погода стала налаживаться, но всё ещё висели суровые свинцовые тучи. И перед отъездом мы так же, как и в начале нашего пути, заехали на берег моря, только уже Берингова. И здесь когда-то так же, как и в Усть-Большерецке, начинались первые штрихи истории на Камчатке.
Следующим нашим пунктом значилось село Эссо. Дорога была нелегкой и длинной, но когда мы свернули с шоссе непосредственно к поселку, изумительная красота природы просто поразила и заставила забыть все сложности пути. Погода стояла чудная! Я родилась на Урале, поэтому горы видела с детства, однако при виде этих заповедных мест и у меня дух захватывало. Как восхитительно прекрасен Божий мир!
Встретил нас отец Владислав, принял мощи преподобного Сергия и распределил на ночлег по прихожанам. Мы попали к Антонине Родионовне. О, какой же это необыкновенный человек! Я бы даже сказала — Человек-легенда. Сколько людей у неё перебывало, сколько поколений вырастила, в том числе священников! Сколько всего знает и умеет она! Я не переставала удивляться ею, её добротой, заботой, задорностью и бесконечной жизнерадостностью. А её гостеприимство не знает границ! Одно удовольствие было слушать рассказы бабушки Тони о местной жизни, обычаях, диковинных вещах и случаях.
В Эссо мы попали на время выходных и праздника 1-го мая, поэтому в школу попасть не удалось. Но всё же решили провести лекцию в воскресенье днём в библиотеке и пригласить всех желающих. Утром же была отслужена Божественная Литургия и Крестный ход. А вечером отец Владислав сделал нам маленькую экскурсию, познакомил с собачками Берингии и прокатил желающих в упряжках.

На следующий день мы тронулись в обратную дорогу, по пути заехав в Анавгай. Там был отслужен молебен перед мощами, нас покормили, и с чувством выполненного долга мы поехали домой. Дорога была длинная, немного изматывающая, однако сухая, поэтому летели мы с ветерком. Правда, не доезжая до Мильково, у нас разорвало колесо, пришлось делать остановку и менять. Но у нас опытный водитель, и эта проблема была быстро устранена, пока мы дышали свежим воздухом.

Уже поздно вечером добрались до Петропавловска, уставшие, но довольные своими приключениями. Путешествие получилось увлекательным и чудным, много чего повидали, узнали и услышали. Слава Богу за всё!
Природа Камчатки воистину очаровательна, богата животным миром (кого мы только не повстречали на своем пути!) и уникальна. Хочется, чтобы люди ценили и хранили её всегда».

Также своими впечатлениями поделилась звонарь Анна:
«Хочется выразить благодарность организаторам поездки «Колокольный звон над Камчаткой» за возможность увидеть необъятные просторы и красоты нашего Края.
Думаю, эта поездка была познавательна для жителей поселков Камчатки. Я видела, как горели глаза детей, когда им говорили, что они сами смогут попробовать себя в роли звонаря; как люди, несмотря на рабочий день, старались прийти на молебен к мощам преподобного Сергия Радонежского, чтобы получить от него молитвенную помощь и духовную поддержку.
Во время поездки созерцая просторы полуострова, у меня замирало дыхание. Я с восхищением смотрела на вулканы и сопки, на реки, струящиеся у их подножия. Как велико величие Божие, ведь всю эту красоту Он сотворил для нас, и, когда мы на природе, мы становимся свидетелями огромнейшей любви Бога к нам».

Администрация епархии высоко оценивает результаты минувшей миссионерской поездки. В общей сложности команда посетила 9 населенных пунктов, в число которых входят даже такие маленькие села как Анавгай и Шаромы. Практически во всех местах были проведены лекции в школах. Таким образом, с колоколами познакомились учащиеся 7-ми школ. А верующие жители указанных мест получили молитвенное подкрепление от частицы мощей преподобного Сергия Радонежского.