Когда в июне 2016 г. настоятель храма Живоносный источник в п. Паратунка иерей Владимир Потапов был переведён в Тихорецкую епархию Краснодарского края, владыка Артемий благословил меня принять от него приход. Таким образом, к послушанию руководителя епархиального отдела образования и настоятеля Никольского храма добавилось еще попечение о приходе в Паратунке. Сегодня я настоятель двух храмов, которые находятся в Елизовском районе. Приходы очень разные и можно сказать, что они кардинально отличаются друг от друга, хотя расстояние между ними всего около 15 км.
Никольский храм, самый древний действующий храм на Камчатке, история которого начинается еще в XIX веке и связана с именем митрополита Нестора (Анисимова). Находится храм в небольшом поселке Николаевка. Походу того как поселок застраивался храм оказался не в центре, а на окраине, в месте, которое мало кто посещает, и прихожан в нём, не смотря на его историю и «намоленость» бывает совсем немного.
Храм «Живоносный источник» находится в непосредственной близости к жилым домам, санаториям, социальным и культурным учреждениям п. Паратунка, рядом остановка общественного транспорта и, конечно же, благолепный деревянный храм архитектурно украшает посёлок. В храм приезжают и жители поселка Термальный, который находится в нескольких километрах. То есть, фактически, приход храма «Живоносный источник» объединяет жителей двух поселков.
Православная община во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник» в с. Паратунка зарегистрирована 03.02.1993 г. Сегодня это дружная сплочённая община, и в этом несомненная заслуга отца Владимира Потапова, который за годы своего служения собрал и поддерживал ее. Ему удалось объединить вокруг храма людей неравнодушных, которые помогают приходу, несут различные послушания по дневному и ночному дежурству, уборке помещения и территории, по украшению храма. И нужно отметить, что таких прихожан довольно много. Наш приход, наверное, единственный в епархии, где силами прихожан установлено круглосуточное дежурство в храме. Это не нанятые за деньги сторожа и уборщицы, а сами прихожане, которые распределившись между собой, трудятся во славу Божию! Заботятся о том, чтобы храм был украшен, чист и благолепен, чтобы в храме было всё в сохранности, и никто не посягнул на церковное имущество и не осквернил помещения нашего храма.
Староста прихода Михно Нина Ивановна составляет еженедельно график дежурств, буквально по часам: кто-то из прихожанок может днём, а кто-то дежурит вечером. Ночные дежурства распределяются между мужчинами. Это сохраняет храм от посягательства недобрых людей.
Как настоятель, я предложил прихожанам заботиться не только о сохранности помещений и церковного имущества, но прежде всего, сосредоточится на духовной жизни. И тогда, к хозяйственным заботам дежурного мы добавили еще молитвенное правило.
Был составлен синодик (список имен) о здравии и упокоении, в который каждый записал себя и своих близких. Синодик получился объемный, потому что прихожан много и родственников у них достаточно. Теперь дежурные, прежде чем приступить к хозяйственным заботам по уборке храма, утром и вечером молятся, читают положенные правила, каноны и прочитывают весь синодик с записанными именами. Получается, что утро нашего храма начинается с молитвы, и вечером также в храме творится молитва. И так, молясь друг за друга, мы поддерживаем каждого духовно. Общая молитва ещё сильнее скрепила общину. Где бы человек не находился: на работе, на службе, в больнице, в путешествии, он всегда уверен, что за него помолятся и молитва эта поддержит его.
Конечно, прежде чем ввести это правило, мы всё обсудили на приходском собрании и некоторые восприняли это новшество настороженно. Прихожанам было не понятно, зачем поминать посторонних и незнакомых людей. Но когда люди увидели синодик, почитали его, увидели как много имен, как много тех, кто нуждается в молитве, то сомнения изгладились. И теперь прихожане понимают, что они приходят на дежурство не только чтобы помыть полы в храме, но самое главное – совершить эту общественную молитву друг за друга. Мы наполнили жизнь общины новым содержанием, и в нашем храме, слава Богу, уже на протяжении нескольких месяцев творится постоянная молитва. Тёплая семейная молитва, дарует мирное настроение и Божию помощь в трудах. И мы надеется, что Богородица за труды прихожан не оставит милостью наш храм.
Храм, наш – особенный. Он расположенный в зоне Паратунской термальной аномалии, освящен в честь иконы Божьей Матери «Живоносный Источник». Здесь мы особенно молимся Богородице, чтоб теплые воды термальных источников многие годы согревали наши дома. На каждой литургии в храме читается особая молитва ко Господу о избавлении нашего края от землетрясений. И Господь ограждает разрушительную силу камчатских исполинов, которые радуют нас только своей красотой и теплыми живоносными источниками!
Что касается внешней жизни самого храма, то, как известно, он был построен 12 лет назад на пожертвования Петропавловского Морского порта. И с тех пор храм серьезно не ремонтировался: текла крыша, были проблемы с отоплением. И вот летом мы решили подготовиться к зиме и отремонтировали храм своими силами.
Благодаря тому, что в храме организовано постоянное дежурство, и он всегда открыт, то любой человек, зашедший в храм может помолиться, затеплить свечу, заказать сорокоуст, подать записки о здравии и упокоении. И нужно сказать, что, не имея богатых спонсоров, мы имеем возможность с помощью наших прихожан и «захожан», собирая денежки, буквально по копеечке, пустить накопившуюся сумму на ремонтные работы. Что в принципе летом и было сделано. Когда отец Владимир уезжал, он тоже оставил на счету средства, с помощью которых мы починили отопление. А после январских праздников мы решили обустроить цокольные помещения храма, сделали туда удобную лестницу в 15 ступеней. Теперь обустраиваем помещение под ризницу, заказали мебель, отдельное помещение для трапезной и отдельное помещение, в котором будем проводить огласительные беседы с людьми, которые будут у нас креститься.
О катехизации нужно сказать отдельно: мы проводим две беседы и рассказываем людям как можно подробнее о том, что такое крещение, как к нему подготовиться и каковы обязанности восприемников по воспитанию своих крёстных детей. В обозримом будущем у нас появится отдельное помещение с проектором, где можно развёрнуто рассказывать обо всём этом. Как практика показала, люди с желанием приезжают на беседы со всех близлежащих поселков и даже Елизово и Вилючинска. Беседы о крещении мы проводим по выходным, и всегда на беседах присутствует от 5 до 15 человек. На беседу ждём родных крещаемого ребёнка: папу и маму и восприемников. Крещение у нас не бесплатное, на пожертвование: каждый жертвует по совести и своим средствам. И храм благодарен людям за любую сумму пожертвований, так как это идёт на его содержание и благоустройство.
В будущем, возможно, открытие воскресной школы, как для детей, так и для взрослых, потому что после крещения к нам возвращаются многие люди, приезжают на причастие и за советом. Многие крестятся уже в зрелом возрасте и, пытаясь начать жить по-христиански, сталкиваются с массой вопросов и ситуаций которые они без помощи священника разрешить не всегда в состоянии. И чтобы не занимать время на исповеди, мы планируем открыть курсы или лекторий, чтобы рассказывать людям о бытовом благочестии, о правилах повседневной жизни человека в рамках христианской этики и традиции. Мы планируем также открыть воскресную школу для детей, потому что дети на приходе много, есть также люди, которые хотят заниматься воспитанием детей. Особенно Рождественские праздники показали, что дети с удовольствием участвуют в наших мероприятиях: рассказывали стихи, пели рождественские колядки. И если мы поддержим детскую искорку, воспламеним их желание, поможем им приобщиться к жизни церкви, то вокруг нашего прихода соберётся достаточное количество прихожан с детьми.
У о. Владимира не было такой традиции, чтобы кто-то кроме него входил в алтарь; сам он жил на приходе, на клиросе у него пела его матушка, а он служил, алтарное послушание несли два опытных пономаря: Владимир Гамалица и Владимир Коршунов. Я как настоятель поступил несколько иначе: на клиросе у нас теперь поёт много женщин и можно сказать, что у нас два состава клироса. Всех кто желает и умеет петь или хочет попробовать свои силы, мы привлекаем на клирос, таких женщин довольно много. Клирос поёт очень благолепно, за что я им как настоятель очень благодарен.
А в алтарь мы привлекли достойных мужчин и детей, которые смогли бы помогать священнику во время свершения Литургии. У нас появились два мальчика, два брата Михаил и Иоанн, им лет по двенадцать, которые живут в нашем посёлке, учатся в школе и по выходным их бабушка и мама приводят в храм. Ребята с радостью начали пономарить, и мы пошили им красивые стихари. Нужно сказать, что они своё послушание в алтаре несут с внутренним благоговением к святыням, у них есть большое желание помогать и быть полезным храму. Дай Бог, чтобы желание это в них не погасло, и они надолго сохранили призывающую благодать. На праздник Рождества Христова, когда у нас служил владыка Артемий, он благословил стихарь ещё одному из наших прихожан Игорю Цымбалюку. Это человек взрослый, опытный, мудрый. Он недавно вышел на пенсию и в свободное время пожелал посвятить служению Богу и храму. Теперь у нас в алтаре пять пономарей трое мужчин и двое отроков и когда мы все собираемся в алтаре, то там бывает немного тесновато. Но я думаю, что это не помеха нашему служению, каждый сосредоточен на своем послушании.
Наставляя меня в священническую службу, владыка Артемий рассказал мне о предназначении созданного Господом Адама. Адам был создан не для безделья, не лежать в гамаке и ждать когда на него свалится кокос, чтобы испить молока. Господь заповедал Адаму трудиться и возделывать райский сад, чтобы распространить Эдемский сад по всей Земле.
Так и мы в своём храме, начав с алтаря, украсив его, сделав его боголепным, местом для Божественного служения начнём возделывать весь наш приходской сад. Мы обустроили его новым жертвенником и необходимой мебелью. И так постепенно, мы это благолепие распространим на весь храм: развесим иконы, которых у нас очень много, наведём порядок в храме, приведем в порядок церковную лавку, обустроим клирос, наведем порядок и приспособим для жизни храмовый подвал, а затем уже займёмся прихрамовой территорией, благоустройством территории, обязательно возведём церковную ограду. И есть еще много моментов для трудов, отсутствует святой колодец: по Церковному уставу сливается вода после крещения в непопираемое место.
Совсем недавно к нам пришёл мужчина Евгений. Устроился ночным сторожем. И после того как несколько ночей отдежурил, он постепенно стал приобщаться к молитвенным правилам: утренним и вечерним, приводит к причастию своих родных. А его отец, искусный столяр, помогает нам в обустройстве храма. Ведь храм человека усыновляет, человек возвращается к своему Отцу после долгой разлуки, и каждый человек в храме – у себя дома. Ведь мы же обращаемся к Богу «Отче наш…» Оставаясь в пустом храме у человека есть возможность вырваться из суеты и поразмышлять о своей жизни, увидеть её со стороны. Задаться вопросом: «Правилен ли мой путь, туда ли я иду, что со мной происходит, какие люди меня окружают?». И храмовая тишина, уединенная молитва, размышления о собственной жизни – это как раз то, что не хватает современному человеку в этой вечной карусели жизни. И оставаясь один на один с Богом, человек может вести неспешную с ним беседу, приходить в умиротворение, сердце его умягчается и после этого он, как правило, возвращается в свою обыденную жизнь с другими мыслями и другим состоянием души.
Нина Доронина