«Если можешь стать свободным – стань им!»

После рукоположения на праздник Святой Троицы в сан диакона, о. Виталий Малаханов служит в Свято-Троицком кафедральном соборе сорокоуст. Это такая практика: вновь рукоположенный диакон или иерей должны в течение сорока дней служить литургию, приобретая необходимые навыки. В беседе о. Виталий рассказал о своём жизненном пути и выборе своего служения.

О семье.

Мне представляется, что всё в нашей жизни начинается с семьи. Как детей воспитают в семье, какие качества характера им привьют, как сумеют передать традиции, свойственные именно этой семье, этому роду, таким человек и выйдет в жизнь, таким он и проявит себя в мире и обществе. Мне с братом повезло: в нашей семье был особый стержень – наша бабушка Антонина Павловна, она рассказала нам, о наших предках, как они жили и трудились, какие в семье были традиции, взаимоотношения между старшими и младшими, через какие невзгоды и трудности им пришлось пройти. Но самое главное, она сумела передать нам то благочестие, в котором люди пребывали до революции. Она смогла не только донести нам всё это, но и показать это примером собственной жизни. Бабушка Антонина была обыкновенная русская женщина, происходила из семьи крестьян, раскулаченных советской властью. После революции их семья, спасаясь от голода, из Курской губернии переехала на Украину. Трудилась она тяжело, было у неё трое деток, а муж погиб сразу после войны. Умерла бабушка в возрасте более ста лет, и мой сын Данилка помнит о ней, с любовью называя её «наша старенькая бабушка».

Тёща Севостьянова Татьяна Николаевна и сын Данилка

Так вот, в день моей хиротонии на Святую Троицу был ещё и день памяти св. мученицы Антонины, я верю, что и по молитвам моей любимой бабушки Господь подвиг меня на такое ответственное дело – принять диаконский сан служения в Русской Православной Церкви. Это решение подержали все мои близкие.

 Для домашних: мамы, жены, сына, тещи такой поворот событий был неожиданным, но радостным. Благодаря современным технологиям связи расстояния между Москвой и Петропавловском сокращается до трех телефонных гудков. Поэтому, я не чувствую себя оторванным от дома, и постоянно связываюсь с близкими, рассказываю как проходит Сорокоуст.

О доме.

В юные годы мы с  Фёдором не были ревностными христианами, да и росли то мы в то время, когда вера ещё преследовалась (сразу оговорюсь: я называю в нашей беседе своего брата просто Федором, хотя он монах и имеет священнический сан. Думаю, он простит старшему брату такую фамильярность).

Настоятель Свято-Пантелеимонова мужского монастыря о. Феодор

С мамой Нефедовой Людмилой Григорьевной

В нашем городе церкви были все закрыты, а носить крестики, ходить в храм было просто небезопасно. Я помню моя мама, она была учительницей, ездила в соседний город на службу и причастие. У храма там всегда стояли дружинники и спрашивали, входящих в храм, где они работают, благо, что там никто не знал её в лицо.

 Жили мы тогда в 12 км от границы с Ростовской областью. Когда Советский Союз распался на отдельные государства, наш город оказался на Украине, но бывая у родителей в гостях или по служебным делам, у меня нет ощущения, что нахожусь в другом государстве. Никакие условные административные, политические границы не могут разделить братские народы России, Украины и Белоруссии, тем более, что вера у нас одна!

Паломничество в Дивеево с сыном

О Москве.

Серьёзно я задумался о Боге и вере, когда мы с Фёдором поехали учиться в Москву. Покинув родной дом, мы погрузились в суетливую московскую жизнь, столкнулись со сложными житейскими обстоятельствами, проблемами большого города. И вот тогда-то утешением и духовным укреплением стало для нас посещение храма. Я приходил в храм не потому, что меня туда кто-то вёл, у меня самого появилась такая потребность.

Мы жили на Таганке и посещали Елоховский Собор, в котором часто служил приснопамятный Патриарх Алексий II. К слову, я очень хорошо помню архиерейскую хиротонию владыки Игнатия. Патриарший диакон возгласил: «Приводится Боголюбезнейший архимандрит Игнатий хиротонисатися во епископы Богоспасаемого града Петропавловска – Камчатского». Кто бы мог знать тогда, что я стану клириком Камчатской епархии. Святейший служил не только в Соборе, но и регулярно совершал Богослужения в дни престольных праздников на московских приходах. В Елоховской общине была традиция: прихожане, по возможности, так же посещали престолы, где служил Патриарх. Я тогда приобрёл книжку «Московский паломник», где значились адреса всех московских храмов. Таким образом, Патриарх Алексий открыл нам Москву: с ним мы впервые побывали и в Новом Иерусалиме, и в Сергиевой Лавре, и Оптиной пустыни.

В Елоховском Соборе мы познакомились с такими же как мы студентами, и вместе выполняли всяческие послушания в пределе Святителя Алексия. Во многом благодаря такому кругу общения и отсутствию праздного свободного времени нам удалось  не раствориться в мирской суете московской жизни, а сохранить себя и постепенно воцерковиться.

Опыт, который тогда у нас появился, способствовал дальнейшей судьбе моего брата. Сразу после окончания Московского Горного Университета, не дожидаясь торжественного вручения диплома, Фёдор по совету своего духовника уехал в Михаило-Архангельский монастырь Новосибирской епархии.

О Подворье.

Троицко-Сергиева Лавра. Гефсиманский скит.

К этому времени я стал прихожанином Московско-Валаамского подворья. Я побывал на  острове Валаам, очень полюбил знаменные распевы валаамских монахов. На подворье я познакомился с батюшкой, которому исповедуюсь уже более десяти лет, а также и со своей будущей женой.

 Чуть позже стал помогать на службах, пономарить. У этого подворья есть несколько приписных больничных храмов, в которых священники окормляют больных. Храм свт. Николая Чудотворца, где я пономарил, находился при Институте нейрохирургии им. Бурденко. Всё основное пространство храма, в то время, занимала библиотека, нам же отдали помещение под самым куполом. Здесь я впервые вошёл в алтарь. В этом храме под куполом я крестил своего сына. Промыслом Божиим постепенно храм очищался от библиотечных стеллажей и всякого хлама. Сегодня он полностью реставрирован и предстаёт во всём своём великолепии.

Опыт, который я получил на Валаамском подворье, теперь мне очень пригодился, хотя в то время я и предположить не мог, что стану священнослужителем. В разные периоды жизни я несколько раз отказывался от принятия сана, мне казалось, что брат Фёдор, уйдя в монастырь, станет молитвенником за весь наш род, а я могу расслабиться и пожить как, говорится для себя.

О работе и о выборе.

Когда Фёдор уехал, я с головой ушёл в свою любимую работу – гостиничный бизнес. По специальности я – отельер, в последнее время занимался start-up – запуском новых гостиниц в Москве, Крыме и других регионах. Это древняя профессия: в притче «О добром самарянине» упоминается гостиничный, которому было оставлено несколько монет, чтоб он заботился о человеке, который попал в беду. В маркетинге есть понятие «миссия фирмы», так вот в отельном бизнесе эта миссия высока – помочь  человеку, который оказался вне дома, в непривычных для него условиях. Проще говоря, дать пищу и кров для ночлега. Каждый из нас, наверняка, пользовался этой услугой и остался благодарен тем людям, которые оказали её с душой и профессионально.

Я работал во многих местах, в разных коллективах. И, возможно, с возрастом или опытом, я почувствовал, что реализовался в своей профессии. Для того, что бы развиваться в профессиональном плане мне нужно было что то менять. Сейчас в гостиничном бизнесе, впрочем, как и других сферах всё стремится к глобализации. Мелкие отели поглощаются крупными, которые в свою очередь, структурируются в сети или цепочки. Однажды во время моей работы в редакции сайта pravkamchatka.ru в одной из бесед с епископом Петропавловским и Камчатским Артемием речь зашла о выборе, которой человек делает в своей жизни. Владыка привел слова Апостола Павла. В одном из  посланий апостол пишет: «Каждый должен оставаться в том звании, в котором призван. Но если ты можешь быть свободным, то лучше для тебя стать свободным». Эти слова глубоко запали мне в душу. Последний контракт в г. Сочи подвел черту: у меня не было сторонних обязательств ни моральных, ни финансовых, разве только перед своей семьей. И я решил по слову апостола стать свободным. Работать в цепочке с западным менеджментом – чуждо мне по духу. Это некоим образом не умаляет моих коллег, которые честно трудятся в сфере гостеприимства. Это только лишь мой личный вывод, который я сделал в виду воспитания и жизненных обстоятельств.

При всей занятости я не оставлял своей православной жизни. Много читал, путешествовал по святым местам, общался с интересными людьми. Некоторые книги, места и особенно люди оставили в моей душе особенный след.

О книге.

Книга свт. Луки «Я полюбил страдания» меня просто потрясла. Разве можно человеку полюбить свои страдания!? Ведь какой силой духа нужно обладать! В то время я работал в Евпатории и имел возможность часто  бывать в Симферополе, посещал Кафедральный собор, где покоятся его мощи. А позже, случайно узнал, что святитель Лука делал операции в московском Институте им. Бурденко, где я пономарил в храме, вел прием в стенах храма Валаамского подворья, которое в то время было переоборудовано в поликлинику. Судьба этого человека, Святого человека, мне очень близка.

Хиротония во дьяконы

О людях.

Но главное впечатление в моей душе оставляли люди, которые служили Богу. Много лет назад я впервые приехал в с. Козиха посмотреть, как устроился в монастыре мой брат, какие послушания несет.

По монастырскому обычаю каждый приезжающий в монастырь должен был в первую очередь, выражаясь мирским языком, представлен игумену. Но в то время Наместник монастыря, был занят на строительстве Собора и попасть на прием к о. Артемию я смог только за несколько часов до моего отъезда. Помню, настолько поразил он меня простым искренним и открытым отношением, без всякой напыщенности и пафоса, хотя он уже был тогда наместником самого большого за Уралом мужского монастыря. Меня также удивили обыкновенные молодые люди, которые пошли за Христом, стали монахами. И они не только читали молитвы, они работали: созидали храмы и подворья, строили величественный Собор, причем строительство велось без наёмных рабочих, только силами братии. Усилиями этих молодых монахов под руководством о. Артемия возрождалась православная жизнь в Сибири.Уехал я тогда с уверенность в том, что, не смотря на тяготы и лишения монастырской жизни, мой брат Фёдор в надёжных руках и не стоит за него беспокоиться.

Благословение Патриархом Кириллом сына Даниила

Сильное воздействие на меня оказал патриарх Алексий, когда я присутствовал на его службах, слушал его проповеди, было ощущение, что они обращены именно к тебе и дают ответы на те вопросы, которые возникают у тебя в реальной жизни. Речь его была тихой, но очень проникновенной. Он всегда говорил как истинный интеллигентный человек, но при этом был очень прост в общении: любая старушка могла подойти к нему после службы с пожеланиями здоровья или своими печалями. Разве у нас в стране есть такой чиновник, к которому может свободно подойти простой человек!? А Патриарх всё-таки – второе лицо государства!

Был период в моей жизни, когда я между контрактами по приглашению владыки Артемия работал в Камчатской  епархии. Выполняя послушание главного редактора pravkamchatka.ru, мне приходилось много читать хроники служения Патриарха Кирилла. Это было сферой не только профессиональной ответственности, но и личным интересом. Его служение для меня является  примером, как нужно жить церковной жизнью, принимать современный мир, участвовать в общественной и политической жизни государства. На сайте мне удалось разместить баннер с цитатами из проповедей Святейшего наиболее интересными, по моему мнению, для камчатцев.

О службе.

Сейчас после принятия диаконского сана, я служу в Кафедральном соборе сорокоуст. Это такая практика: вновь рукоположенный диакон или иерей должны в течение сорока дней служить литургию, приобретая необходимые навыки.

Пользуясь случаем, я хочу обратиться к нашим читателям.

Дьяконы Петропавловской и Камчатской епархии

Раньше я знал Собор только по величественным и торжественным архиерейским службам, но сейчас открыл для себя его совершенно иным. Величественно пространство белокаменного собора и всего несколько десятков прихожан, с клироса струится стройное пение, диакон твердит мирную ектенью. Приходите помолиться в собор именно в это время покоя и умиротворения, хотя бы на несколько минут. Возьмите себе за правило посещать храм перед важной деловой встречей, экзаменом, визитом к врачу и т.д.  И Вы увидите, как изменится Ваша жизнь! Просите Божьего благословения и помощи перед началом всякого доброго дела! Собор открыт, в Соборе есть намоленный образ Спаса Смоленского, иконы Божией Матери, свт. Николая Чудотворца, матушки Матроны. Мало людей прибегает к помощи наших святых, и не от того, что не хотят, а просто придают этому мало значения. Попробуйте принести Господу малую лепту: 10-15 минут личного времени и Господь воздаст сторицей, везде успеете, все устроится.

Быть может именно это и станет благочестивой традицией Вашей семьи, которая передается от поколения к поколению, то, с чего мы начали нашу беседу.

   Информационный отдел епархии  

Беседовала Нина ДОРОНИНА

Фото из архива о. Виталия МАЛАХАНОВА, Никиты ОСИНЦЕВА


Метки: ,