Епископ Артемий познакомил духовенство и прихожан с решениями Архиерейского Собора 2013 года

29 апреля в Епархиальном Духовно — просветительском центре в честь Свт.Николая Чудотворца   состоялась встреча епископа Петропавловского и Камчатского Артемия с духовенством и прихожанами, посвященная итогам Архиерейского Собора 2013 года. 

Владыка Артемий подробно рассказал о вопросах, затронутых в ходе Собора и о тех решениях, которые были приняты.

Собрание проходило в формате живой беседы. Владыка старался дополнять свой рассказ примерами из жизни нашей епархии.

Владыка Артемий начал свою беседу с рассказа о той незабываемой атмосфере, которая царила на Соборе: “ Хочу отметить, что меня, как человека, впервые присутствовавшего на Архиерейском Соборе, вдохновила организация этого мероприятия. В ходе всего Собора царила атмосфера взаимопонимания, единодушия,  в ходе обсуждений не было острых моментов, не было непримиримых расхождений между мнениями правящих Архиереев. Конечно, я считаю, что в этом есть огромная заслуга Святейшего Патриарха. Он очень умело, грамотно, эрудированно может вести такие форумы. А ведь Архиерейский Собор это очень большой форум Русской Православной Церкви.

Каждое из принимаемых положений подробнейшим образом разбиралось. Вначале положение зачитывалось, затем выслушивались и рассматривались возражения и предложения по каждому пункту.  В проходах были установлены микрофоны, к которым Преосвященные подходили и по благословению Святейшего предлагали те или иные изменения, и, если это не противоречило общему большинству, эти изменения вносились. Таким образом, документы корректировались поабзацно. Происходило это в ходе живой беседы, живого обсуждения”.

Владыка рассказал, что свой доклад Святейший Патриарх Кирилл начал с обсуждения направленной травли СМИ против Русской Православной Церкви: «Кощунственные действия, которые сопровождались организованной в некоторых СМИ травлей священноначалия и всей Русской Православной Церкви. Эта компания была явно направлена на то, чтобы дискредитировать Церковь как носительницу ценностных основ и тысячелетней нравственного идеала нашего общества и, в конце концов, заставить нас замолчать, прекратить свидетельствовать правду Божию«,- заметил Святейший Патриарх.

Владыка Артемий отметил: “В связи с этим Святейший Патриарх подчеркнул, в каком сложном времени мы живем, напомнил об ответственности каждого верующего не вносить своим поведением и речами внутреннего расстройства Церкви. В свою очередь Святейший Патриарх привел пример из жизни Священномученника Мефодия (Красноперов), епископа Петропавловского. Он писал: «Мирясь с окружающим нас злом, мы воображаем, что исполняем закон Христа; не вступая в борьбу со злом, в силу неправильно понимаемой нами свободы совести, мы так свыкаемся с ним, что начинаем считать его нормальным явлением и становимся равнодушными к доброму». Это мещанское понимание добра и зла. Вера наша красна делами. Поэтому никто из нас не должен равнодушно проходить мимо зла. Как говорили святые отцы — Свидетельствовать о добре необходимо с чистым сердцем, с  незлобием, не будучи во власти эмоций, и ни в коем случае не в агрессивном виде. Ведь нас могут спровоцировать на такое поведение и, если даже мы будем выступать за правое дело с агрессией, нас могут очень легко снять на видео даже на мобильный телефон и такие записи могут оказаться в просторах интернета — в блогах, на страничках социальных сетей. Поэтому нужно всегда быть вдумчивым и осторожным, даже если мы свидетельствуем об истине. Также Святейший отметил, что порой публичная дискредитация Церкви связана не только с клеветой, но и со случаями недостойного поведения священнослужителей и мирян. Я не зря только что напомнил вам о нашем внимании к себе”.

Далее владыка Артемий подробно рассказал об изменениях, которые происходят в структуре управления Русской Православной Церкви, а именно – о разукрупнении епархий.

Владыка рассказал, что Патриарх Кирилл очень подробно рассказал в своем докладе о “Программе 200” в Москве, которая направлена на строительство 200 храмов в нашей столице.  Прокомментировав московскую “Программу 200”, епископ Артемий рассказал о наших планах: “Аналогичная программа есть на Камчатке. Она названа условно «Программа 20″. Вы наверняка видели публикацию о ней на нашем официальном сайте “Православная Камчатка”. Программа, прежде всего, направлена на строительство храмов во всех районных центрах, затем во всех районах города. Применительно к Петропавловску могу сказать, что уже сейчас идет строительство храма в поселке Авача, оформляется земля для строительства храма в р-не Северо-Восток. Мы с губернатором говорили и о строительстве храма в районе СРВ. Даже наши климатические условия подсказывают (наши пурги, сильные ветра…), что у нас обязательно должны быть храмы в шаговой доступности. Таким образом, и священник будет ближе к пастве, и община будет сплоченнее.

Для содействия нашим планам создан отдельный фонд — «Фонд Митрополита Нестора». Он уже начал свою работу по сбору средств. И первым делом будет достроен храм в поселке Палана, затем будем стараться построить храм в поселке Тиличики, в Каменском, Оссоре, наших крупных районах, где, как вы знаете, процветает сектантство. И, чтобы упрочить там позицию Православия, создан этот фонд. Все вы знаете, что сам владыка Нестор (Анисимов), наш Апостол Камчатки, для канонизации которого сейчас собираются материалы, сам шел этим же путем. Был создан фонд, который собирал средства. Во Владивостоке и Иркутске собирались храмы, воскресные школы из срубов и перевозились на Север Камчатки. Фактически мы ничего нового не изобрели, а продолжаем традиции и то, что еще нашими отцами, нашими светочами Апостолами Камчатки было начато”.

Владыка рассказал, что особое место в докладе Святейший Патриарх Кирилл уделил духовному образованию. “Здесь говорилось о том, чтобы уделить больше внимания подготовке священников, которые принимают священный сан. Согласно решению Священного Синода хиротония в сан дьякона может совершаться над лицами, окончившими либо духовное училище, либо не менее двух курсов семинарии. А хиротония в священнический сан может совершаться лишь над теми претендентами, которые получили полное  семинарское образование”,- пояснил епископ Артемий.

Владыка затронул вопрос нехватки священнослужителей в нашей епархии и постарался предложить схему его решения. “Все вы знаете, что сейчас в нашей епархии священников не хватает. Часть кандидатов и действующих священников мы отправляем на обучение в Перервинскую семинарию в Москву, с которой у нас заключен соответствующий договор (на данный момент в семинарии обучается девять человек). Так же приезжают к нам на временное служение выпускники этой семинарии, которые трудятся, как в Петропавловске, так и на северах”.

Но вместе с тем, Владыка, сказал, что нам надо воспитывать своих, местных священников: “Но привлечение людей из вне – это лишь половина работы. Основной работой епархии должно быть привлечение наших, коренных людей, которые живут здесь, восстановление династий, которые были нарушены. Это Логиновы, Верещагины и множество знаменитых фамилий потомственных священников. Этим мы занимаемся и в миссионерских поездках, привлекая коренное население. Но помимо этого такой работой должен заниматься каждый священник, каждая община должна взращивать этих людей, направлять их в епархию для собеседования, а мы будем стараться дать им образование”.

Владыка рассказал о тех огромных транспортных расходах, которая несет епархия, рассказал, что этот вопрос он задал В. И. Ишаеву на совещании Дальневосточных архиереев в Москве: “Немаловажная проблема нашей епархии — визиты священнослужителей в отдаленные северные поселки. Цены на внутренние перелеты очень высокие. Дешевле, например, добраться до Москвы, чем до поселка Аянка…

 Был поставлен вопрос о том, чтобы помочь нашему региону обеспечить проезд священнослужителей в отдаленные регионы и на материк. Виктор Иванович Ишаев пообещал создать попечительский совет, который взял бы на себя затраты в частности по отправке на материк наших студентов. Парадоксально, но нам дешевле отправить людей в Москву, чем в Хабаровск. Хотя был призыв Святейшего Патриарха и Владыки Игнатия, чтобы Хабаровская семинария аккумулировала образовательный процесс на Дальнем востоке. Но, все упирается в средства. Но, если будет оказана поддержка на уровне Государства, мы направим наших кандидатов для обучения в Хабаровск. На данный момент епархия не в силах потянуть  транспортные расходы. Ведь по данным последнего отчета транспортные расходы епархии за полтора года составили два с половиной миллиона”.

Епископ Артемий рассказал, почему в этом году не планируется проведение Крестного хода на Пасху:

“На Камчатке  было традиционно проведение Пасхального  крестного хода. Но, по общецерковной практике, к чему призывает Святейший Патриарх, крестный ход должен проводиться на празднование Св. Кирилла и Мефодия. В этом году я издал указ о перенесении даты крестного хода. Традиционное освящение пасхальных куличей состоится 5 мая у памятника Петра и Павла в 12.00, а Пасхальный крестный ход пройдет 19 мая и будет приурочен к Кирилло-Мефодиевским чтениям. Это общецерковная практика и мы должны, как и вся Церковь, жить в едином порыве”.

Владыка рассказал, что было принято решение, что вопросом канонизации святых Русской Православной Церкви будет заниматься специальная общецерковная комиссия.

Далее было сказано, что особое внимание Патриарх Кирилл в своем докладе уделил молодежному служению. Владыка рассказал о положении дел по этому вопросу в нашей епархии: о Епархиальном Духовно-просветительском центре, о работе в северных поселка края, так называемого, “молодежного десанта”. 

“Хочу рассказать о новой форме работы с молодежью, которую мы опробовали в этом году. Совместно с общественной организацией коренной малочисленной молодежи севера «Дружба Северян» мы отправили в отдаленные поселки молодежные десант. В нем приняли участие четыре активиста общественной организации и двое наших представителей. В их числе священник Дмитрий Апатов, руководитель епархиального молодежного отдела.  Отчеты о работе молодежного десанта были опубликованы на нашем официальном сайте. Работа общественной организации «Дружба Северян» в основном направлена на популяризацию здорового образа жизни. Мы, в свою очередь, хотим дополнить эту работу духовным содержанием. Я уверен, что соединив наши усилия, мы сможем добиться отличных результатов. Мы планируем дальнейшее сотрудничество с этой общественной организацией, и, конечно, намерены развивать молодежный десант. Это великолепное дополнение к той миссионерской деятельности, которую проводит Епархиальный Свято — Пантелеимонов мужской монастырь”.

Говоря о разделе доклада Святейшего Патриарха, касающегося информационной деятельности, епископ Артемий призвал духовенство и мирян быть активнее в освящении тех мероприятий, которые происходят на приходах.

Далее Владыка подробно рассказал о главе доклада Патриарха, в которой говорилось о взаимодействии Церкви и государства. “ В этой связи я хочу сказать, что наши крайне либеральные оппоненты все время хотят обвинить нас в том, что Церковь сращивается с государством. На это хочется задать вопрос: Что плохого в том, что нет гонений на Церковь? Что плохого в добром к нам отношении?

Никакого сращивания Церкви и государства нет и в обозримом будущем быть не может. Ведь что такое Церковь. Как мы должны понимать ее? Уместнее даже задать вопрос кто это? Церковь это Богочеловеческий организм, где глава Церкви Христос, а мы с вами все ее члены — клеточки этого организма. И если эта клеточка, верующий человек, находится на подводной лодке, почему я не имею права с ним побеседовать. Или в воинской части, или даже среди заключенных? Поэтому нужно понимать, что никакого сращивания нет, идет взаимодействие. И если нужна наша помощь, то мы ее оказываем и будем оказывать. Зная нашу историю, мы не должны забывать, что Православие это фундамент нашей государственности”.

Затем епископ Артемий остановился на тех документах, которые были приняты на Архиерейском соборе. Владыка подробно остановился на вопросе ювенальной юстиции. Вот на что обращает внимание Церковь по этому вопросу: » Необходимо соблюдать религиозную преемственность в случае необходимости помещения ребенка в приемную семью, вместе с тем государство не имеет права на вмешательство в семейную жизнь, кроме тех случаев, когда существует доказательная опасность для жизни, здоровья и нравственного состояния ребенка, и когда эту опасность нельзя устранить через помощь родителям и через методы убеждения…

Необходима жесткая позиция государства по ограничению пропаганды насилия, греховных развлечений, идеологии потребительства, по активизации воспитательной работы совместно с Церковью, СМИ, институтами гражданской общественности, среди несовершеннолетних с целью формирования духовно-нравственной и патриотической пропаганды для развития молодого поколения (из документа, принятого Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2013 года – “Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции”).

Также наше внимание было заострено на таком моменте, как  современный подход ряда стран к ювенальной юстиции (включающей правоприменительную практику, а также формируемую правовую и социальную культуру).  “Свойственно искусственное противопоставление правам родителей прав ребенка и придание последним безусловного приоритета, что противоречит Библейским основам семейных отношений, ибо нельзя расширять права детей за счет сужения прав их родителей, а также искусственно противопоставлять права одних правам других. Наряду с правами детей должно быть признано наличие их обязанностей, в том числе в отношении родителей и семьи. Не может существовать прав детей на духовно и нравственно необоснованное непослушание родителям, на безнравственные действия и половую распущенность, на неуважение к старшим и сверстникам, на дурное поведение. Церковь не видит объективных и убедительных причин для внедрения системы ювенальной юстиции в том виде, в каком она распространена в ряде зарубежных стран. Показательно, что в национальном и международном законодательстве прочно закреплено преимущественное право родителей на воспитание детей. Какое-либо ущемление этого права справедливо не приемлется широкими кругами общества. Церковь поддерживает эту обеспокоенность и солидарна с ней» (из документа, принятого Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2013 года – “Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции”).

“Положениями ювенальной юстиции государство настолько порабощает семью, что, по всей видимости, невозможно станет воспитывать детей в православной христианской традиции. Особое внимание Архиерейский собор обращает на то, что нельзя расширять права ребенка за счет ущемления прав родителей”, — заметил Владыка.

«Освященный Архиерейский Собор призывает православных христиан обращаться в профильные епархиальные структуры, а если вопрос требует общецерковного рассмотрения — в Патриаршую комиссию по вопросам семьи и защиты материнства», — пояснил епископ.  “Вы обязательно должны это знать. В случае если вы столкнетесь с несправедливостью со стороны властей или органов опеки, вы всегда можете в епархиальное управление — у нас есть юристы. В сложных ситуациях мы всегда можем подключить Патриаршую комиссию по вопросам семьи и защиты материнства”.

Следующий вопрос, на котором остановился епископ Артемий – “Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных». Владыка призвал всех не создавать панику: “Но не стоит искусственно создавать напряжение. Мы должны разумно принимать происходящее. Лаврентий Черниговский говорил: «Будете блюсти себя и Господь сам все управит», то есть прежде всего стремиться к чистоте своей жизни и своего сердца… Но это не значит, что мы должны полностью опустить руки и пассивно наблюдать происходящее, нет! Но ни в коем случае нельзя сеять панику.

Кстати сказать, именно этот вопрос занял большего времени на обсуждение. Святейший Патриарх проявил великую мудрость при обсуждении, и документ получился очень сбалансированным”.

Вот, что было сказано в документе: «В обществе распространяется обоснованная тревога по поводу того, что использование пожизненного персонального цифрового идентификатора в виде кода, карты, чипа или тому подобного может стать обязательным условием доступа каждого ко всем жизненно важным материальным и социальным благам. Использование идентификатора вкупе с современными техническими средствами позволит осуществлять тотальный контроль за человеком без его согласия — отслеживать его перемещения, покупки, расчеты, прохождение им медицинских процедур, получение социальной помощи, другие юридически и общественно значимые действия и даже личную жизнь.

Церковь убеждена, что упомянутые технологии не должны быть безальтернативными и принудительными. Те, кто отказывается принимать эти технологии, должны иметь альтернативу — использование традиционных методов идентификации личности, применяемых сегодня в большинстве стран канонической ответственности Московского Патриархата. Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации. Реализацию права на доступ к социальным благам без электронных документов необходимо обеспечить материальными, техническими, организационными и, если необходимо, правовыми гарантиями. Церковь считает недопустимым принудительное нанесение на тело человека каких-либо видимых или невидимых идентификационных меток, имплантацию идентификационных микро — и наноэлектронных устройств в тело человека.

Церковь разделяет опасения граждан и считает недопустимым ограничение их прав в случае отказа человека дать согласие на обработку персональных данных.В случае принуждения граждан к принятию подобных средств и дискриминации, связанной с их непринятием, Собор предлагает этим людям обращаться в суд, а также информировать епархиальное священноначалие и, при необходимости, Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества«.

Стоит обратить также на шестой пункт этого положения:

«Впрочем, многое предупреждает нас о том, что мы можем оказаться перед лицом новых вызовов. Если сужение границ свободы, осуществляемое в том числе средствами электронного контроля, приведет к невозможности свободного исповедания веры Христовой, а законодательные, политические или идеологические акты, обязательные для исполнения, станут несовместимы с христианским образом жизни, — наступит время исповедничества, о котором говорит Книга Откровения (гл. 13-14). Клир, монашествующие и все верные чада Святой Церкви призываются проявлять в данных непростых вопросах духовную зоркость и христианское трезвомыслие, заботиться о свободе исповедания веры и поддержании христианского образа жизни, помня, что принести Богу добрые духовные плоды может лишь тот, кто пребывает во Христе и сохраняет верность церковному единству» (из документа, принятого Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2013 года – “Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных”).

Так же Владыка рассказал о принятом положении об экологической проблеме — «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии«.

В завершении встречи Владыка Артемий ответил на вопросы присутствующих.

Информационный отдел епархии

Метки: ,