Отдел по образованию и катехизации. Священник Александр Овчинников: Чтобы знать свою культуру. И креститься качественно.

Епархиальный отдел по образованию и катехизации, который возглавляет священник Александр Овчинников, тесно сотрудничает со школами Камчатского края. Для них, как известно, время результатов – это май. Когда оценки в дневник выставляют. Мы решили не дожидаться конца весны и попросили рассказать о. Александра о работе отдела в 2011 году. Подвести итоги, поделиться планами…

-Отец Александр, расскажите об основных направлениях в деятельности отдела образования и катехизации нашей епархии.
-Конечно, если говорить об образовании, то это, в первую очередь, работа нашей епархии со школами. Сюда относится и преподавание курса «Основы православной культуры», и окормление священниками школ. В школах, на прилегающей к храму территории, приход должен обеспечить взаимодействие с педагогами. Например, если школа захочет провести экскурсию в храме, пригласить священника на линейку, провести духовно-нравственную беседу с учащимися или поучаствовать в каком-то школьном мероприятии, отныне будет конкретный священник, который отвечает в епархии за эту работу. Координировать и представлять отчет епископу должен отдел образования. В планах — работа с детскими садами, вузами. Есть, кстати, наработанный проект в Белгороде по проведению Рождества, Пасхи, других православных праздников и мероприятий в детских садах. Владыка Артемий предложил эти материалы педагогам, и некоторые уже заинтересовались таким возможным соработничеством.
К нашему отделу относятся и работа воскресных школ, и организация различных мероприятий- праздников в епархии.
К катехизации, прежде всего, относятся огласительные беседы перед крещением и богословское образование для мирян.
- Над чем работали? Чем запомнился 2011год?
-Как и всем в епархии, наверное, сменой Правящего Архиерея.
Владыка Артемий поставил перед нашим отделом четкие задачи: систематизировать работу со школами и структурировать саму работу отдела. Для нормальной работы следует прописать должностные обязанности. Планируется, что в нашем отделе будет около десяти человек – кто-то в штате, кто-то на добровольных началах.
Вся работа с этого года будет документироваться, будет создаваться архив. Этого очень не хватает. Владыка Игнатий, когда возглавлял Петропавловскую епархию, вел масштабную работу, особенно с молодежью. И только сейчас оказалось, что документов, могущих помочь в дальнейшей работе, допустим, по образованию, осталось очень немного. Нужно наработать систему, которая не должна многое терять при смене, например, руководителя отдела или других важных сотрудников.
Также в уходящем году были налажены новые отношения с Министерством образования Камчатского края – был подписан договор о сотрудничестве.
Еще в этом году с проверкой работы отдела образования и катехизации приезжала комиссия из Патриархии. Главным образом её интересовало преподавание в наших школах Основ религиозных культур и светской этики.
-Отдел образования неминуемо связан с сотрудничеством, как педагогов, так и учеников. Кто охотнее идет на контакт – учителя или ребята?
-Отвечу так. Был в Министерстве образования семинар, на котором озвучивались данные по анкетированию школьников. Ребятам предлагали ответить на ряд вопросов об изучении выбранного модуля. И было зафиксировано, что меньше всего интереса вызывает «Светская этика», немного больше — «Мировые религии» и больше всего – соответствующая по духу российскому школьнику «Православная культура». Беда только заключается в том, что детей об этом мало, кто спрашивает.
Эти вопросы решаются на уровне родителей и педагогов, директоров. Как правило, преподавание ОПК в школе зависит от того, как преподнесут информацию об этом предмете родителям учителя.
-Среди мам-пап гуляет ряд мифов, связанных с ОПК. Расскажите об этих недоумениях.
-Приведу примеры таких ложных мнений. Опасаются, что преподавать предмет будут священники. На самом деле, этот предмет ведут учителя. Епархия инициирует подготовку преподавателей на уровне Министерства. Так, около пяти лет назад были организованы курсы по преподаванию ОПК при институте повышения квалификации. Их окончило около 140 человек. Но, к сожалению, преподают этот предмет в большинстве случаев другие «универсальные» учителя, потратившие на подготовку именно Православной культуры менее одного дня. Посчитать это не сложно. Около шести дней переподготовки нужно разделить на шесть модулей курса и методику преподавания. Когда подобные курсы проводились совместно с епархией, то эти шесть дней были потрачены только на Православную культуру и кроме встреч с преподавателями из Института повышения квалификации, были встречи с архиепископом Игнатием и наиболее опытными и образованными священниками епархии.
При епархии проводятся и семинары, куда приходят все желающие учителя.
Педагог должен сам знать основы православной культуры, чтобы потом знакомить с ними детей.
Есть еще домыслы, что школьники будут молиться на уроках. Что ОПК – это религиозный курс. Опасаются, что будет навязывание идеологии и что после урока все мальчишки и девчонки уйдут в монастырь. А дети других вероисповеданий и вовсе обидятся.
Не на это направлено преподавание ОПК, а на духовно-нравственное воспитание наших детей Предмет рассказывает о наших корнях, нашей истории и культуре. Как показывает практика, в храм после таких уроков не ходит никто, а значит, наша русская православная культура детьми воспринимается примерно также равнодушно так же, как культура динозавров. Кто после этого будет почитать родителей и учителей, если это далеко от жизни? Русские люди боятся испортить кашу маслом тогда, когда этого масла в каше нет совсем.
-От среднеобразовательных школ – к воскресным. Несколько слов о них.
-Чтобы воскресная школа заняла серьезную нишу, считаю, что у нее должны быть свое финансирование, своя структура, система. В этом направлении делалось до настоящего времени очень мало. Много лет не было развития. И поэтому работа некоторых наших воскресных школ бывает непредсказуемой и стихийной. На данный момент, только Елизовская воскресная школа располагается в отдельном здании. Знаю, что в планах у Владыки открыть духовный центр – тогда и воскресная школа епархии выйдет на другой уровень.
-Давайте поговорим о катехизаторском направлении. О курсах перед крещением. Почему это важно – посетить их перед Таинством?
-Чтобы Таинство совершалось качественно! Ведь если человек не понимает, как правильно креститься, куда он вступает, зачем он пришел в храм – тогда пропадает сам смысл крещения? Мы рассказываем людям, что нужно делать, чтобы получить то, за чем человек приходит в Церковь.
Вспоминаю, как в Елизово раньше венчались пары одна за другой. После того, как ввели беседы перед этим Таинством, на венчание приходит три-пять пар в год! Зато часто идут те, кто просит расторгнуть церковный брак, заключенный опрометчиво, по незнанию.
-А «раскрестить» не просят?
-О таком случае рассказывал Патриарх Алексий. Пришел мужчина в храм: «Моего ребенка крестили без моего согласия. Раскрестите его обратно!» Ему хорошо ответили: «Ну, вы же в Бога не верите? Тогда для вас ничего и не произошло. И ребенок Ваш такой же, как и прежде…» «Да и то верно», — смутился рабочий и ушел…
Как-то одна девушка пригласила свою знакомую из Белоруссии на Камчатку крестить девочку. Послушав беседы, она решила, что её будущая крестная неверующая. Пришлось искать другую крестную…

Беседовала Юлия Ляцкая<
Из цикла «Итоги работы епархии. 2011″
Фото из архива редакции сайта и о. Александра Овчинникова

Метки: ,