Полная информация, контакты, связь с руководителем Центра помощи заикающимся — блог Православный подход к проблеме заикания
(Адрес — http://slovo.pravkamchatka.ru/)
«И разрешились узы его языка…»
(Избавление от заикания (логоневроза): духовно-ориентированный подход в контексте святоотеческого учения о человеке)
Во всем мире признается, что заикание является сложной проблемой, как в теоретическом, так и практическом аспектах. Большой международный опыт, накопленный современной наукой, показал, что проблема плавной речи далека от своего решения. Поэтому во второй половине XX в. в мире возникают группы взаимопомощи заикающихся, вначале – в Германии и США, затем их география ширится, увеличение количества групп приводит к образованию национальных ассоциаций и, наконец, в 1986 г. в Японии, в Киото, состоялся первый Международный Конгресс заикающихся.
Специалистов различного профиля, работающих над проблемами заикания, объединяет Ассоциация плавной речи (IFA), куда входят логопеды, врачи, психологи, генетики и др. Неудовлетворенность медицинской и психолого-педагогической помощью заикающимся явилась одной из главных причин возникновения всемирного движения взаимопомощи заикающимся.
Если обратиться к истории вопроса в России, то вначале позапрошлого века появляется фундаментальный труд А.И. Сикорского о заикании, где известный ученый, профессор Киевского университета рассматривает проблему заикания с позиций врача и предлагает преимущественно медицинские пути её решения. Спустя несколько десятилетий педагог и психолог Д.Г. Неткачев открывает первую частную клинику и исследует психолого-педагогические средства оказания помощи людям, страдающим заиканием.
Таким образом, закладываются два основополагающих подхода к решению проблемы неплавной речи, которые получат свое полное развитие в советское время.
В советское время создана удивительная по масштабу охвата государственная система логопедической помощи заикающимся. Она добилась больших успехов, решив немало важных проблем. Заикание в ее структуре занимало особое место. Однако, по словам самих школьных и дошкольных логопедов, они «боятся заикания, не знают, что с ним делать». Многие дефекты речи устранимы чисто техническими приемами, педагогическими методами, научением, но заиканием даже эта уникальная советская логопедическая система справиться не смогла.
Наряду с официальной системой логопедической помощи, в 1970-е годы сложилась школа талантливого врача Казимира Дубровского, разработавшего методику эмоционально стрессовой терапии, элементы которой он увидел у северных шаманов, когда был заключенным ГУЛАГа в Воркуте. После реабилитации К. Дубровский с успехом применял опыт одномоментного снятия заикания. Он первым понял, используя современные термины, необходимость в процессе лечения заикания дестабилизации устойчивого патологического состояния. Он понял, что у заикающихся, несмотря на заикание, есть другая память – память о хорошей речи, которую он и вызывал на аффекте.
Итогом развития отечественной науки о заикании в XX столетии стало создание комплексного метода, который включает в себя медицинское, психологическое, педагогическое, социальное, семейное (Н.Л. Карпова), т.е. всестороннее воздействие на человеческую личность. Комплексный метод являет собой вершину практического подхода к проблеме заикания, основанного на материалистическом видении человеческого существа, исчерпывающегося двумя его проявлениями – физическим и душевным.
Поступательное развитие науки, изучающей логоневроз с позиции медицины, психологии и педагогики, закономерно выводит нас на следующий уровень исследований – духовный, который направлен на изучение опыта, накопленного в Церкви.
Исследуя проблему заикания с точки зрения православной антропологии, рассматривающей человека в иерархическом единстве трех его составляющих – духа, души и тела, а речь считающей порождением Духа, можно предположить, что для заикающихся, страдающих невротической формой недуга, запинки в речи являются индикатором их духовного состояния.
Сущность метода, основанного на православной антропологии, заключается в восстановлении естественной иерархии человеческого существа, когда тело закономерно подчиняется душе, душа духу, а дух, соответственно, Высшему началу. Речь, в рамках таких представлений, является даром Божиим, продуктом духовной деятельности. И запинки в речи – это, в первую очередь, запинки в свободном движении духа.
В рамках нашей восточно-христианской или православной цивилизации накоплен определенный положительный опыт помощи людям, страдающим заиканием. Известный ученый и педагог С.А. Рачинский, несколько десятилетий проработавший в сельской школе, успешно применял в своей педагогической практике чтение на церковно-славянском языке для излечения заикания у детей. У С.А. Рачинского сложилась система работы с такими учениками. Он писал, что «чтение нараспев, очень протяжное, как и пение, доступно всякому заикающемуся»
В настоящее время в Петропавловской и Камчатской епархии служат несколько клириков, которые начинали путь церковного послушания заикающимися. Исполнение священнического служения, несение церковного послушания стало тем путем, на котором человеческая личность, соприкасаясь с Божественной Личностью, получает возможность восстановить Богом данную иерархию.
Опыт обретения плавной речи несколькими священнослужителями Камчатской епархии послужил отправной точкой для организации в сентябре 2009 г. «Центра помощи заикающимся» при Свято-Пантелеимоновом мужском монастыре.
Наиболее продуктивным представляется путь извлечения страждущего из привычного круговорота жизни, помещение его в «санаторий» — православный монастырь и пребывание в нем, по меньшей мере, несколько месяцев. Необходимым условием успешности нашей работы с заикающимися является погружение их в православную среду, воцерковление.
Несомненно, важным для страждущего является понимание того, что по мере обретения им опыта духовно-нравственной жизни, улучшается и звучащая речь. Практическая часть воскресных занятий состоит из упражнений: чтение вслух Псалтири и других Священных текстов нараспев, хоровое пение, молитва.
Важной частью занятий являются духовные беседы, в которых раскрываются основные положения святоотеческого учения о человеке. Обязательным считается участие в церковных таинствах – исповеди, причастии, соборовании. Важным компонентом в ходе занятий является воспитание послушания. Оно интегрирует человека в Церковь, оно выводит человека за границы его природы, дает навык преодоления самости, подчинения своей воли. Послушание – это практическое упражнение по выстраиванию иерархии, когда дух человека приводит в послушание к Богу.
Таким образом, в «Центре помощи заикающимся» при мужском монастыре предпринята попытка воссоздания и современной интерпретации существовавшего в Православной церкви опыта помощи людям, страдающим заиканием. Новизна опыта в том, что методика Сергея Рачинского применяется в новых условиях: участники занятий – взрослые люди, речевая коррекция происходит в процессе их воцерковления.
В Духовно-просветительском центре Петропавловской и Камчатской епархии 14 декабря прошла необычная конференция: «Опыт православной педагогики в решении проблемы заикания человека». Такого плана конференция организована в России впервые. Организаторы конференции: Петропавловская и Камчатская епархия, Камчатский госуниверситет им. Витуса Беринга, Министерство образования и науки Камчатского края, Камчатский институт повышения квалификации педагогических кадров.
Елена ГУСЕВА, кандидат психологических наук, зав. группой истории отечественной психологии. Психологический институт РАО:
«Для России – эта конференция совершенно уникальное явление, эта первая конференция, предлагающая православные методы исцеления, страдающим недугом заикания. И я испытываю просто человеческую радость о том, что такого рода конференция наконец-то состоялась!»
Нелли ПУШКИНА, заведующая отделом реабилитации и коррекции «Камчатский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
«В православной методике другое отношение к проблеме. Если в нашей светской методике человек всегда страшиться остаться с проблемой на всю жизнь, то в православной – у человека убирается страх упованием на Бога, ведь духовная часть человека связана с Господом. И человек понимает, что все, что происходит с ним, всё — по воле Божией, и если он полностью не излечился, то на это тоже воля Божия. И человек идёт по этой тропе до конца, не отчаиваясь».
Романом ПЕТУХОВ, обретший в монастыре опыт плавной речи:
«Со временем стал ощущать внутреннюю лёгкость, отсутствие страха публичности, внутри себя ощутил какой-то стержень уверенности и контроля над речью.
Вообще, я стал легче контактировать с людьми, легче мне стало выражать свою мысль, стал менее замкнутым. Хотя в обиходной речи запинки ещё остались, но несущественные. Прожив в монастыре трудником год, я прошёл отличную духовную школу».
Опыт работы Центра помощи заикающимся при Свято-Пантелеимоновом монастыре в г. Петропавловск-Камчатский ещё раз подчёркивает нам то, что Православие славно и своей великой историей, и тем, что наша древняя религия — всегда современна, всегда актуальна. Православие вдруг отвечает на те вопросы, на которые не могут ответить ни современная психология, ни современная медицина со всеми их несомненными достижениями. Поэтому мы со всей полнотой можем сказать, что Православие — религия будущего. Там, где наука зайдет в тупик, ей на помощь придет вера.
Полный текст опубликован в журнале «Духовно-нравственное воспитние», № 7, 2012 год.