Большинство пришедших на молебен в защиту веры — люди с высшим образованием

Статистика, как известно, вещь полезная. «Сухие» цифры могут многое рассказать и сделать картину происходящего более полной, цельной. Этот материал был опубликован на сайте pravmir.ru. Думаем, что и нашему читателю он будет интересен.

Социологическая Служба «Среда» • Также в рубрике • Распечатать запись • Отправить по почте Исследовательская служба Среда предлагает Вашему вниманию результаты опроса 219 участников Молебного стояния в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени, прошедшего перед Храмом Христа Спасителя 22 апреля 2012 года.

Кто пришел? Высшее образование, хорошее настроение, в храм – еженедельно

1. Почти две трети пришедших на Молебен составили женщины (63%), более трети — мужчины (37%). Половина пришедших старше 45 лет (55%), и только один из десяти моложе 25 лет (10%). 2. Высок уровень образования: 70% пришедших имеют высшее (54%), неполное высшее образование (10%) или учёную степень (6%). 3. Основная масса пришедших — люди среднего достатка. Не проигнорировали Молебен и люди с высоким доходом — 10% опрошенных могут позволить себе покупку жилья. Тем временем, не хватает на еду 3%, не хватает на одежду и обувь – 15%. 4. По образованию участники Молебна чаще оказывались инженерами (15%), педагогами (12%) и экономистами или бухгалтерами (11%). Каждый пятый пришедший — неработающий пенсионер (22%), примерно поровну студентов (6%) и домохозяек (5%), ещё 4% временно не трудоустроены, все остальные — работают. 5. Пришедшие на молебен регулярнее посещают интернет (56%), чем смотрят телевизор (43%). Ещё 38% опрошенных отметили, что регулярно читают газеты и журналы, 32% — практически ежедневно слушают радио. 6. Опрошенные регулярно посещают Богослужения: 60% бывают в храме каждую неделю, еще 21% — каждый месяц. Наиболее активные прихожане — самые бедные и самые богатые из пришедших, а также опрошенные в возрасте 55-65 лет, при этом от пола регулярность посещения Богослужений не зависит.

Что чувствовали? «Голова к небу»


1. Более половины опрошенных (52%) описывали свое эмоциональное состояние как Пасхальное и восторженное (41%) или хорошее и позитивное (11%). Самая «радостная» группа — в возрасте от 55 до 64 лет. 2. 12% респондентов отметили, что испытывают сильное чувство единения с другими православными и восхищены большим числом пришедших. 3. Спокойное или «обычное» настроение было у 9% молящихся. 4. Негативные эмоции, как гнев, негодование или ярость, переживали лишь 8% респондентов. 5. Интересно, что количество «радости» у опрошенных после Молебна не изменилось по сравнению с опрошенными до Молебна.

Откуда узнали о Молебне? Листовка и телеинтервью против интернета


1. Более трети пришедших (36%) узнали про Молебен из листовки, раздаваемой в храмах на Пасху. 2. Примерно одинаковое число респондентов отметили, что о Молебне им стало известно из телеинтервью Святейшего Патриарха (21%) и из интернета (22%). 3. Интересно, что мужчины узнавали о Молебне из интернета чаще женщин, в то время как листовки и телеинтервью привлекли одинаковые доли представителей обоих полов.

Почему пришли? Не митинг, а всеобщая молитва


1. Каждый четвёртый опрошенный (24%) своё участие в Молебне объяснял словами «Я православный верующий человек» — это самый распространённый ответ. Каждый десятый (12%) на вопрос о причинах участия отвечал «Мой долг», «Не могу иначе» и «Кто, если не я». 2. 7% опрошенных пришли на Молебен из патриотических побуждений, уважения к памяти предков, чувства ответственности перед Россией и чтобы помолиться о судьбе страны. 3. Часть респондентов пришла с целью выразить свою поддержку Русской Православной Церкви (14%) и Патриарху Кириллу (3%). Интересно, что участники Молебна, испытывающие негативные эмоции, чаще других указывали именно эту причину. 4. Наконец, ещё одна группа респондентов приняла участие в Молебне из побуждений защитить Церковь и веру (3%) и противостоять вандализму и кощунству (6%). 5. Ещё 6% пришли, чтобы «ощутить чувство единения с верующими».

Что является основной причиной нападок на Церковь? Безбожие и безверие

1. Четверть опрошенных (25%) считает причиной нападок на Церковь духовный и нравственный упадок современного российского общества: каждый десятый опрошенный (12%) указал на безверие и безбожие, ещё 13% отметили падение морали и нравственности, особенно среди молодёжи. Ещё 4% в качестве причины указали общий упадок в стране. 2. Каждый пятый (22%) видит причиной участившихся нападок на Церковь «происки врагов». Враги, по мнению респондентов, прежде всего «масоны», затем «евреи», «США», «заграница» и «богатые люди». Чаще на эту причину указывали мужчины. 4% отметили, что нападки вызваны пропагандой в СМИ. 3. Часть опрошенных посчитала, что нападки спровоцированы усилением Церкви (5%) и ростом числа верующих (4%). 4. Ещё 3% отметили, что нападки на Церковь могли быть вызваны её вмешательством в политику. 5. Наконец, 6% респондентов указали на темные силы и борьбу добра и зла.

Должна ли Церковь меняться? Да, считает треть пришедших


1. Большинство опрошенных высказались против изменений в Церкви (68%), при этом, респонденты, испытывающие негативные переживания, отрицают необходимость перемен чаще, чем настроенные позитивно или спокойно. Последние, напротив, чаще оказываются сторонниками изменений. 2. Выступающие за изменения (32%), указывали на необходимость Церкви быть ближе к людям, обратиться к народу (5% от общего числа опрошенных). 3. Запрос на усиление роли Церкви в обществе и в государстве высказали 6% респондентов, при этом мнение, что Церкви, напротив, необходимо стать аполитичной высказали 3%. 4. Ещё 4% опрошенных затронули проблему коррупции и стяжательства священнослужителей. 5. Наконец, ещё один запрос — на обновление и развитие Церкви (в том числе в плане информационной политики) — был высказан 6% опрошенных.

Факты о пришедших на Молебен

1. Мнение о Церкви формирует личное общение, а не СМИ Мнение подавляющего большинства участников Молебна о Церкви практически не зависит от позиции СМИ: 63% пришедших складывают своё впечатление о Церкви исходя из личного общения с представителями духовенства, в то время как средства массовой информации влияют лишь на 12% опрошенных. Сложности с поиском информации о вере и Церкви также испытывают лишь 12% респондентов. 2. Общественные задачи для Церкви: работа с молодежью и нравственная оценка происходящего в обществе Наиболее важными и полезными для общества задачами Церкви пришедшие считают работу с молодежью (65%), нравственную оценку происходящего в обществе (63%), а также работу в области образования (58%). Треть пришедших к таким задачам отнесла «участие в разработке законопроектов» (33%), треть — «работу в медиа-пространстве» (29%). 3. Доверенные православные СМИ: Радио Радонеж (15%), канал «Союз» (10%), канал «Спас» (6%) В ответ на вопрос «Каким православным СМИ Вы доверяете больше всего?» пришедшими также были упомянуты интернет-сайты Православие.ru, Патриархия.ru и ПравМир.ru, а также журналы «Фома» и «Hескучный Сад». При этом значительная группа опрошенных (12%) указала на своё доверие интернет-ресурсам в целом, хотя лидирует среди типов СМИ телевидение (15%), затем следуют православные журналы (12%), и наконец — православные радиоканалы (10%.) 4. Доверенные авторы: архимандрит Тихон Шевкунов, протоиерей Димитрий Смирнов, протодиакон Андрей Кураев На вопрос «Есть ли авторы, которые пишут о вопросах веры наиболее интересно и близко для Вас?» 12% опрошенных ответили, что таких авторов нет. Каждый третий (34%) – отметил, что такие авторы есть, но не смог вспомнить их имён. Оставшимися были названы архимандрит Тихон Шевкунов (13%), протоиерей Димитрий Смирнов (9%), протодиакон Андрей Кураев (7%), священник Даниил Сысоев (5%) и Святейший Патриарх Кирилл (4%). 5. Прогноз о жизни в России: станет лучше, станет хуже? Мнения пришедших о том, какой станет жизнь в России в ближайшие годы, разделились примерно поровну: 30% считают, что станет лучше, 27% – что станет хуже, и ещё 27% затруднилась с ответом. Оставшиеся 10% считают, что жизнь в России в ближайшие годы не поменяется. С тем, что станет лучше, чаще согласны самые обеспеченные из пришедших и те, кто редко посещает богослужения, с тем, что станет хуже, – опрошенные старше 65 лет. Почти половина респондентов в возрасте до 24 лет затруднилась с ответом.

Источник: Некоммерческая исследовательская служба «СРЕДА»

Метки: