Артос из храма святого благоверного Александра Невского

Каждый год всю Светлую седмицу в каждом православном храме перед раскрытыми Царскими вратами на аналое лежит одна (или несколько) большая пасхальная просфора, которая называется «артос».

Слово артос (по-гречески – квасной хлеб) означает – просфора всецелая. То есть освящённый хлеб, просфора для всех членов Церкви. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля даёт толкование слова «артос» двояко. Первое значение: квашеный, кислый хлеб, освящаемый в первый день Пасхи и раздаваемый в субботу Святой Недели народу. И второе значение: сокровище, пригожий, дорогой, неоцененный…

Как и на обычной просфоре, на артосе сверху есть печать. Чаще всего это крест, увенчанный тернием, но без Распятого Спасителя, как знамение победы Христа над смертью, или образ Воскресения Христова.

Обычай освящать артос на Пасху восходит к святым апостолам, к самому зарождению христианства. На Тайной Вечери «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф. 26;26). После Воскресения Спаситель являлся ученикам и иногда разделял с ними трапезу. Господь всегда невидимо с нами, но по примеру послепасхальных дней апостолы ожидали, что Господь явится телесно, и оставляли для Него лучшее место и хлеб.

Пасхальная литургия. Настоятель храма, протоиерей Василий Гончар читает особую молитву на освящение артоса, после чего трижды окропляет его святой водой со словами «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

В конце Пасхальной литургии священник освящает артос, а только потом освящает куличи, пасхи, крашенки и прочую снедь принесённую прихожанами. И молитву на освящение артоса читает особую и кадит ему.

Всю Светлую седмицу с артосом ежедневно совершают Крестный ход вокруг храма.

В субботу Светлой седмицы, особенно к концу литургии храм заполняется верующими – каждому хочется получить частицу святыни.

Служба заканчивается, и батюшка Михаил начинает читать молитву на раздробление артоса: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, Хлебе ангельский. Хлебе жизни вечныя, сошедый с Небесе, напитавый нас во всесветлыя сия дни пищею духовною Твоих Божественных благодеяний, тридневнаго ради и спасительнаго Воскресения! Призри и ныне, смиренно молим Тя, на мольбы и благодарения наша, и якоже благословил еси пять хлебов в пустыни, и ныне благослови хлеб сей, яко да вей, вкушающий от него, телеснаго и душевнаго благословения и здравия сподобятся благодатию и щедротами Твоего человеколюбия. Ты бо еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков».

После раздробления частицы артоса раздают прихожанам при целовании креста, как святыню – в напоминание о пребывании с нами воскресшего Спасителя.

Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся как духовное лекарство. Артос употребляется со словами «Христос Воскресе!» в особых случаях, например, в болезни.

Источник: блог Тамары Ступиной
«Тятя, тятя, наши сети притащили…»
(http://blogs.pravkamchatka.ru/nevod)

Метки: , , ,