Третьяковка на Камчатке

240216_Svyatitel_620Икона в русской истории
 Беседа Л.Я. Ушаковой, искусствоведа Третьяковской галереи
Все иконы имеют прямое отношение к русской истории. Иконы всегда сопровождали жизнь русского человека: им молились в храмах, ходили с ними в военные походы, икона была в каждой усадьбе и в каждой избе. Была такая книга «Домострой», в которой описывался порядок размещения икон в красном углу дома; иконы должны быть везде, даже в хлеву, где размещался скот. Эти традиции строго соблюдались в каждой православной семье, но наступило время, когда этот порядок был запрещён. Но при закрытии храмов все иконы свозились в музеи и там сохранялись. Показывать, реставрировать иконы запрещалось, их можно было только хранить. Мы сегодня живём во времена, когда можно не только показывать иконы, но и рассказывать о них.
Икона Святителя Алексия митрополита Московского и всея Руси
Икона Святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, напоминает нам о подвиге этого великого подвижника земли Русской. Каждый раз, внося икону в дом или стоя перед ней в церкви, неплохо бы узнать о том, какие заслуги, какие духовные подвиги перед Господом позволили промыслом Божиим причислить земного человека, единородного нам с вами по человечеству, жившего на одной с нами земле, ходившего под теми же, что и мы, небесами, к лику святых Русской Православной Церкви. Это знание обогатит молитву, наполнит ее особым звучанием. И святитель Алексий, в его неустанной молитве ко Господу, исцелит наши очи – не только телесные, но и душевные, укрепляя и нас в той несказанной любви к своему Отечеству, в нашей общей вере, которые составили всю его удивительную подвижническую жизнь…
Митрополит Алексий два раза побывал в Орде и смог вернуться оттуда живым. Он, уезжая в Орду, служит молебен у раки митрополита Петра, об этом рассказывает одно из клейм. Когда он излечил ханшу Тайдулу от слепоты, хан Золотой Орды наградил его всевозможными дарами, но главный подарок ждал его в Москве. Ему подарили часть территории в Московском кремле, которая принадлежала Золотой Орде. И он там основал Чудов монастырь, одно из клейм об этом рассказывает. В этом монастыре он и завещает себя похоронить. Ещё одно из клейм рассказывает, как множество народу притекает к мощам после его смерти. Митрополит Алексий современник Сергия Радонежского. Монастырь простоял до 1935 года, в этом же году он был полностью уничтожен, мощи митрополита Алексия были перенесены в Богоявленский Елоховский собор и поныне там находятся. Сейчас Указом президента этот монастырь будет восстановлен. Здание, которое там было построено при Советах снесено, участок обнесён строительной сеткой, и монастырь будет восстановлен.
Наблюдя и изучая русское искусство, нужно отметить, что в самые тяжёлые времена, когда на куски рвали нашу страну, когда нападали враги, выше всех взлетала по духовности иконопись и строили вопреки всему и невзирая ни на что, храмы и монастыри. Получается, что в наше время эти события происходят вновь.38554-Dionisius_002-940x310
Житие митрополита Московского и Всея Руси Алексия
Русь в период конца XIII – начала XIV века переживала тяжкие времена. На ее святой земле свирепствовало татарское иго – грабежи, угоны в плен, обложение жестокими податями, а князья еще подтачивали ее силы постоянными междоусобицами. Но в эти тяжелые годы, как всегда, Господь усматривал за Святой Русью, именно в тяжкие, переломные времена приходили в Отчизну новые святые, благоверные князья-защитники, исполняя Божью волю по молитвам Богородицы о защите народа от захватчиков, и, не щадя себя, пеклись о сохранении и крепости веры, о поднятии духа в русских людях.
Так, в 1300 году в семье родовитых черниговских бояр Феодора, прозвание его было Бяконт, и Марии Колычевых, которые бежали в Москву от басурманских набегов, родился сын. Крестили его Елевферием. Его восприемником – крестным отцом – стал сын благоверного князя Московского Даниила Александровича Иоанн, благочестивый княжич, который в народной памяти сохранился как Иван Калита. Калита – «денежный мешок», так его прозвали, потому что у него всегда был при себе мешочек с деньгами для раздачи милостыни.
Однажды, когда, раскинув сети для ловли птиц, Елевферий внезапно задремал, ему вдруг послышалось, как кто-то ясно произнес, что напрасно он трудится и что скоро он станет не ловцом птиц, а душ человеческих. Не правда ли, как похоже на евангельский рассказ о том, как позвал Христос Андрея Первозванного, – только тот был рыбарем и много старше, а Елевферий ловил птиц, и было ему тогда всего 12 лет.
Мальчик сразу проснулся, но рядом никого не увидел и с того дня стал еще более стремиться к духовным знаниям, умножению благочестия и добродетелей, чаще посещал храм, а через несколько лет с благословения родителей поступил в Богоявленский монастырь в Загородье, как нынче называется в Москве Китай-город. В двадцать лет Елевферий принял монашеский постриг с именем Алексий и провел в том монастыре около двадцати лет, укрепляясь в вере и возрастая в духе. Бог послал ему прекрасных наставников, с которыми его связала крепчайшая дружба. Ими были подвижники старец Геронтий и инок Стефан, брат преподобного Сергия Радонежского. Именно из жития преподобного Сергия нам известно теперь, где и с кем начинал подвижническую стезю святитель Алексий.574365365
С молодых лет многие достоинства и добродетели инока Алексия обращали на себя внимание московской знати, вплоть до великого князя Московского и Новгородского Симеона Гордого, а святой Алексий тогда был советником его младших братьев Иоанна и Андрея. Слухи о его разумных и благочестивых советах, которые будущий святитель давал князю и боярам, дошли до митрополита Феогноста, святителя Московского. По представительству великого князя святого Алексия назначили наместником митрополита Феогноста, пришедшего в преклонный возраст, и святитель продолжил служение, живя на митрополичьем подворье. Там в конце 1352 года святой Алексий был рукоположен в сан епископа Владимирского с предположением, что после кончины Феогноста Алексий займет его место, о чем к Патриарху Константинопольскому Филофею было направлено прошение.
Весной 1353 года на Москву пришла новая напасть – моровая язва. В эпидемии скончались Симеон Гордый и митрополит Феогност, но тем не менее пожелание их было Патриархом услышано, он дал согласие, и Святитель Алексий принял Московскую митрополичью кафедру. Это было явлением в церковном мире того времени, так как митрополитами тогда становились только представители духовенства греческого происхождения, а святитель Алексий стал исключением, поскольку были известны его выдающиеся духовные качества и подвижническое житие. В той же настольной грамоте Патриарха, которая вручалась каждому митрополиту по возведению в сан, было указано, что Владимир становился местом пребывания русских митрополитов, за ними же в качестве первопрестольного сохранялся и Киев.

Надо сказать, что во время пребывания святителя Алексия в Константинополе туда прибыл тверской инок Роман, которого всемерно поддерживал литовский князь Ольгерд, чтобы тот возглавил Литовскую епархию и не допустил туда на правление носителей истинной веры. И Патриарх Каллист, сменивший Филофея, поставил Романа на Литовскую кафедру, куда вошла изрядная часть западных земель Киевской епархии.
Опять образовалась смута, и чтобы прекратить ее и скрепить православные земли, святитель Алексий опять отправился к Патриарху. По раздумье тот оставил за Алексием право обладать саном архиепископа Киева и великой России.
На обратном пути, который частично пролегал морем, корабль святителя попал в сильный шторм. Святой Алексий горячо молился Господу о спасении всех и дал обет заложить монастырь в случае счастливого избавления. Господь услышал его молитвы, корабль благополучно прибыл к берегу, а святитель исполнил свой обет, основав в Москве известную Спасо-Андроникову обитель, названную в честь Нерукотворного образа Спасителя в Москве.
f261612343a30df24bac16fb741036be
На митрополичьем поприще святитель Алексий неустанно подвизался 24 года. За это время он провел колоссальную духовную работу, укрепляя церковный уклад, следил за работой епископов, за соблюдением порядка в иноческом укладе, основывал монастыри для их общежития по образцу того, что был устроен преподобным Сергием Радонежским, а в общественной деятельности приложил немало усилий для налаживания приемлемых отношений с Золотой Ордой.

Уже в то время святитель Алексий получил от Господа дар исцеления, и свидетельство этого произошло также весьма чудесным образом. В 1357 году жесткий и деспотичный, как и большинство ордынских ханов, хан Джанибек прислал великому князю Иоанну Иоанновичу требование, чтобы князь направил святителя Алексия в Орду исцелить глазную болезнь его жены Тайдулы. При этом пригрозил: не приедет святитель – хан разорит всю Русь.

Святитель отправился в Орду, но не полагал себя достойным для совершения чуда исцеления. Однако привыкший во всем уповать на Бога, он с молитвою смиренно отправился в путь, чтобы избавить Отечество от напасти, хотя бы ценой жизни.
Перед отъездом святитель совершил молебен в Успенском соборе Московского Кремля перед ракой с мощами святителя Петра, и ему было знамение – у раки сама собой возгорелась свеча. Святитель понял, что Господь дал ему знак, и взял часть этой свечи с собой в Орду.
Ханша Тайдула увидела его во сне еще до прибытия в Орду, и по прибытии святитель совершил в покоях хана молебен при зажженной свече, что он привез из Успенского собора, окропил жену хана святой водой, и та прозрела. Хан был потрясен и проводил митрополита в Москву с почестями и многими дарами, а ханша пожаловала участок в Московском Кремле, на котором впоследствии святитель заложил храм в честь Чуда архангела Михаила в Хонех, вокруг которого был, потом им же образован Чудов монастырь.
Много добрых дел совершил святитель для сохранения земли Русской и православной в те тяжкие для нее годы, часто рискуя жизнью. Так, в 1359 году он приехал по государственным делам в Киев, где был схвачен Ольгердом, и если бы не удачный побег, возможно, там и был бы закончен его земной путь.

Младенцем в 1350 году осиротел сын Иоанна Иоанновича Дмитрий – в будущем благоверный князь Дмитрий Донской, и святитель Алексий принял на себя, по сути, управление государством в качестве регента при несовершеннолетнем князе. Он примирял строптивых и заносчивых князей и положил начало воссоединению и централизации Русского государства. Именно совместные действия таких подвижников Руси, как Сергий Радонежский, святитель Алексий и воспитанный им Дмитрий Донской стали залогом победы на Куликовом поле в 1380 году.
Святитель Алексий неустанно вел духовно-просветительскую деятельность. Кроме уже известных Спасо-Андроникова, Чудова, Симонова монастырей, в Серпухове им был основан Введенский Владычный монастырь. Новую жизнь обрели Благовещенский монастырь в Нижнем Новгороде, Цареконстантиновский под Владимиром и многие другие.
htmlconvd-AEsV5j_html_2508929c
Святой прожил около 80 лет и, предчувствуя кончину, пожелал видеть своим преемником святого Сергия Радонежского, но преподобный отклонил его пожелание. Святитель Алексий понял и принял решение святого Сергия, так как прозревал иное великое назначение преподобного старца.
Он обратился к князю Дмитрию Донскому с пожеланием, чтобы тот погреб его останки в заалтарной части собора в Чудовом монастыре, где они и покоились, пока не были открыты в правление великого князя Василия Васильевича Темного, спустя почти полвека, согласно преданию – 20 мая 1431 года.
С XVI века святитель Алексий стал почитаться как покровитель династии московских Рюриковичей и считается покровителем Патриархов Московских и всея Руси Алексия I и Алексия II.
Беседа искусствоведа Московской Третьяковской галереи Любови Яковлевны Ушаковой и сведения из открытого интернета