Праздник Воздвижения Святаго Креста

27 сентября Церковь празднует один из двунадесятых праздников -  Воздвижения Святаго Креста. 

Праздник Воздвижения, посвященный Кресту Христову, выражает литургический (богослужебный) аспект почитания христианами Голгофского Креста как орудия спасения человечества. Название указывает на торжественное поднятие Креста вверх («воздвижение») после обнаружения его в земле. Это единственный двунадесятый праздник, исторической основой которого явились не только новозаветные события, но и более поздние – из области церковной истории.

Рождение Богоматери, праздновавшееся шестью днями ранее, – преддверие тайны воплощения Бога на земле, а Крест возвещает о Его будущей жертве. Поэтому праздник Креста тоже стоит в начале церковного года (14/27 сентября).

26 сентября в день предпразднства было совершено торжественное богослужение в нижнем храме кафедрального собора. Возглавил службу настоятель собора прот. Алексий Апатов в сослужении соборного духовенства.

Отличительная черта вечернего богослужения этого праздника – чин воздвижения Креста. Чин совершается в соборах и в приходских храмах с благословения епархиального архиерея.

После выноса Креста предстоятель берет Крест, украшенный живыми цветами, и становится лицом на восток (к алтарю), начиная первое воздвижение. Диакон стоит перед Крестом, на некотором расстоянии от него, держа в левой руке свечу, а в правой — кадило, и произносит велегласно ектению: «Помилуй нас, Боже…», состоящую из пяти прошений, на каждом из которых совершается чин воздвижения.

Хор поет 100 раз: «Господи, помилуй».

В начале пения «Господи, помилуй» предстоятель трижды осеняет Крестом на восток и при пении первой половины сотницы (50 раз) медленно преклоняет свою главу с Крестом, насколько может низко, «на пядь от земли». По мере склонения Креста, голоса поющих понижаются, стихают. При пении второй половины сотницы (50 раз) предстоятель медленно поднимается. С такой же постепенностью пение возвышается, переходит на более высокие ноты, усиливается и заканчивается велегласным троекратным торжественным: «Господи, помилуй». При пении в 97-й раз «Господи, помилуй» предстоятель выпрямляется и, стоя прямо, снова трижды осеняет Крестом на восток.

И, как во времена святой Царицы Елены, обретенный Святой Крест Господень был показан всему собравшемуся на это торжество народу, так и ныне Святой Крест воздвигается во святых Божиих храмах, подавая помощь всем с верою на него взирающим и взывающим во умилении сердца «Господи помилуй».  

Использованы материалы сайта www.azbyka.ru
Информационный отдел епархии
Фото Лигостаевой С.Н.

Метки: