Литургия заикающихся

12 июля 2014 года, в праздничный день памяти небесных покровителей Петропавловска-Камчатского – святых первоверховных апостолов Петра и Павла,  в нашем городе состоялась необычная Литургия. И не просто необычная, но пока единственная в мире по составу служащих, поющих и молящихся. В маленьком домовом храме центра «Одигитрия» отслужили Литургию заикающиеся, проходившие лечение под руководством иеромонаха Иоанна (Заяц), насельника епархиального Свято-Пантелеймонова мужского монастыря.

В наше трудное, полное трагических событий время такая проблема, как заикание, не привлекает особого сочувственного внимания окружающих. Однако для самого заикающегося иногда это становится глубокой жизненной драмой, калечащей жизнь, приводящей иногда к глубокому одиночеству и даже отчаянию, толкающему человека на необдуманные поступки.

Как ни удивительно будет это услышать, в прежние времена в России верующей заикающихся практически не было. Почему же так часто эта проблема возникает в современной жизни и, согласно последним научным исследованиям медицины и психологии, не имеет своего разрешения?

Дело в том, что в верующей России ребенок с раннего детства воспитывался в молитвенной среде, слушал Евангелие, Псалтирь, жития святых, творения отцов Церкви, церковное пение, чтение акафистов. Первым чтением для него становилось святое Евангелие, слово Божие, наполненное Духом Святым. Для современного человека разрыв с Богом сопровождается различными болезненными состояниями, в том числе и заиканием, как нарушением строя духовной жизни (или отсутствием таковой).

В основу методики излечения заикания в открывшемся центре при Свято-Пантелеймоновом мужском монастыре города Петропавловска-Камчатского были положены  исследования удивительного ученого XIX века Сергея Александровича Рачинского, давшего определение заиканию не только как проблеме, но именно началу духовного пути.

Александр Павлович Фурсов – главный редактор журнала «Духовно-нравственное воспитание», столкнувшийся с проблемой заикания в собственной семье, возродил методику Сергея Александровича Рачинского.

«Проблемы речи нашей семье знакомы: они были у сына, – пишет Александр Фурсов. – Чтобы помочь ребёнку, мы обратились к акафистам. Читали медленно, потихоньку, многое объясняя сыну. И что-то случилось. Что-то произошло. Помогали и логопеды, конечно. Но было ощущение, что именно с Божией помощью я смог не оставить ребенка с проблемой наедине. Интерес к тому, что же произошло, вывел меня на Сергея Александровича Рачинского».

Короткосущность метода Сергея Александровича Рачинского, основывается на православной антропологии и определяется как  восстановление  естественной иерархии человеческого существа, когда тело закономерно подчиняется душе, душа духу, а дух, соответственно, Высшему началу. Речь в рамках таких представлений является даром Божиим, продуктом духовной деятельности. В продуцировании речи участвуют не только тело и душа, но и дух. Говорит весь человек, все его человеческое существо. И запинки в речи — это, в первую очередь, запинки в свободном движении духа.

Этот метод был положен в основу помощи заикающимся в центре, руководимом о. Иоанном в Свято-Пантелеймоновом монастыре. Коренное различие в применении методики С. Рачинского в данном случае заключается в том, что в настоящее время возникла проблема, которой С. Рачинский не имел и возникновения которой не мог предположить. Проблема заключается в том, что прежде, чем современный заикающийся человек приступит к излечению, он должен воцерковиться. И эта проблема очень часто становится громадным препятствием на пути к излечению.

Не секрет, что Русская Православная Церковь, приводившая ко Христу разные народы, в XXI веке должна вести миссионерскую работу среди собственного населения, потерявшего Христа. И эта миссионерская работа сложна, кропотлива и требует больших усилий. Работа с заикающимися, людьми достаточно ранимыми, требует очень деликатного, тактичного и мягкого обращения. Главное, чтобы человек понял: эффекта «золотой рыбки» не будет, но потребуется громадная работа по изменению себя, и главная задача – научиться строить жизнь в соответствии с нравственным началом, которое проявляется в голосе СОВЕСТИ.

И вот она, первая Литургия, на которой присутствуют четыре человека, которые говорили с трудом, а теперь поют, читают церковные тексты, молятся…Методика Сергея Рачинского возрождена!

Священник о. Иоанн, заикавшийся с трех лет и исцеленный чудесным образом в Псково-Печерской Лавре, ведет службу. Марина и Роман поют на клиросе. Читают богослужебные тексты Глеб и Стас.

Прошла неделя, и ровно через неделю, в приветливой «Одигитрии» снова идет служба заикающихся. Они немного смущаются присутствием «фотографа», особенно поющие, да и понятно – ведь они самостоятельно участвуют в службе, как клирос и чтецы,  второй лишь раз в жизни! Но на этот раз есть еще один трогательный момент: один из камчатцев, именно сейчас находящийся на святом Афоне, молится там вместе с ребятами.

Служба идет, фотоаппарат, как на зло, громко щелкает и «вспыхивает», ведя для личной истории маленькой общинки фото- и видеосъемку. С волнением начинает Марина:  «Иже херувимы…». Идет Литургия. И плавная чистая речь льется под сводами маленькой комнатки храма. Заглядывают «трудные подростки», «разбойники» из «Одигитрии», приютившей нас, приходят и остаются на литургии воспитатели. И уже сильным и слаженным хором звучит «Отче наш…».

А потом мы мечтаем, сидя за чайным столиком вместе с воспитанниками «Одигитрии», как у нас будет детский хор, и как здешние трудные ребята вырастут хорошими людьми!

Пролетит неделя, и снова будет Литургия в этих стенах. И уже совсем нисколько не заикающийся хор будет петь славу Христу.

Слава Тебе, Господи, за все!

Ольга-Мария Нехорошева

Метки: ,