«…Желание помогать людям возникло у меня давно». Интервью с волонтером Социального Отдела Валерией Русановой

Служба помощи бездомным была организована всего год назад. За этот небольшой период уже сложилась дружная и сплоченная команда молодых, активных людей, всею душой переживающих и пытающихся помочь всем тем, кто остался без средств существования. Наша информационная служба побеседовала с одним из волонтеров службы — Валерией Русановой.

- Лера, расскажи нам, пожалуйста, как ты попала в Службу помощи бездомным?

— Желание помогать людям возникло у меня давно. Помню, я внимательно изучала стенд в Храме Святой Живоначальной Троицы с объявлениями служб милосердия, однако решимости позвонить у меня не хватало. Потом в нашей библиотеке я познакомилась с очень интересной и доброй женщиной – Любовью Валентиновной. Она-то и рассказала мне о работе службы. Мне захотелось поучаствовать в этом важном и добром деле, захотелось вырваться из замкнутого круга, в котором я жила, и я решилась…

- Какие воспоминания у тебя остались о первом дне?

— Тот день я помню смутно. Был июль 2013 года. Я заранее купила тесто, напекла слойки с вареньем и поехала на место кормления. Помню, было очень суетно. Я не сразу смогла сориентироваться и найти себе занятие. Все было незнакомым, непонятным, я допускала какие-то оплошности. Так я по ошибке отдала тарелку с кашей бездомному, а потом оказалось, что эту тарелку специально отложил для себя один из наших волонтеров – Юра – чтобы перекусить, когда выдастся свободная минутка.

В тот день в бригаде было много людей. Я начала сомневаться в том, что здесь нужна моя помощь. Теперь я понимаю, что многие не задерживаются в службе надолго. Тех, у кого есть возможность и желание помогать бездомным постоянно, немного. А ведь проблема людей, оставшихся по разным причинам без средств к существованию, очень серьезная и требует гораздо большего количества волонтеров.

- Как отнеслись к этому занятию твои родные и близкие?

— По-разному, в основном – с непониманием.

Школьная подруга, например, сразу же поинтересовалась, сколько мне за это платят. Когда же она узнала, что я тружусь бесплатно, недоуменно пожала плечами и назвала меня ненормальной.

Мама тоже недоумевала – мы живем небогато, а я вместо того, чтобы работать, трачу свое время на бездомных. Да еще покупаю и готовлю им еду за свой счет.

Бабушка очень переживала, что я подхвачу какую-нибудь инфекцию.

- А ты сама не боишься чем-нибудь заразиться?

— Нет, эти мысли не приходили мне в голову. Я уверена, Бог меня убережет. А если все-таки чем-то заражусь, значит так оно нужно.

В любом случае мои родственники сейчас относятся с бОльшим пониманием к этому занятию. Мама даже говорит, что за то время, что я кормлю бездомных, я стала лучше. Недавно я ей рассказала про одного мужчину, который пришел к нам в мороз в одной рубашке. Мама молча ушла и вернулась с теплым дедушкиным свитером. Теперь если остается какая-то еда, она старается передать ее. Брат тоже начал проявлять интерес к моему занятию.

- Как ты чувствуешь, что изменилось в тебе с тех пор, как ты пришла в службу?

— Поменялось очень многое. Я стала милосерднее, терпимее, внимательнее к другим людям. Помню, раньше я относилась к бездомным с опаской, с настороженностью. А потом я обнаружила, что они такие же люди, как и все мы. Многие из них просто оказались в сложных жизненных ситуациях, с которыми не смогли справиться и скатились вниз по наклонной.

Современное общество относится к бездомным очень жестоко: их презирают, обвиняют, опасаются. Страшно себе представить, сколько ненависти в свой адрес приходится им терпеть каждый день. Когда я кормлю этих людей, я вижу, что многим из них нужна не просто еда. Им не хватает человеческого общения, участия, поддержки.

-Какие люди приходят к вам?

Люди приходят разные. Помню, один день был очень показательный в этом плане. У нас закончилась еда. Пришла одна женщина и, узнав, что мы не можем ее накормить, с большой злостью накинулась на нас: в наш адрес посыпались оскорбления. На это Юра спокойно ответил: «Храни Вас Бог!». И этим все было сказано.

После нее пришла бабушка. Она с радостью согласилась и на чашку чая.  В бабушке чувствовались кротость, доброта, но при этом еще и большая усталость и тоска. За чаем она разговорилась. Оказалось, что эта бабушка – ветеран войны. Муж и дочь умерли. Внучка не желает знать бабушку, только постоянно что-то требует. С правнучкой удается встретиться редко. Всего пару раз получилось сводить ее на Причастие. Такая тяжелая жизнь в нищете и одиночестве, конечно, угнетает. Мне так захотелось ей чем-нибудь помочь. Я попыталась оставить ей номер своего телефона, но бабушка отказалась. Это и понятно – в нашем жестоком современном мире пожилые люди боятся всего. Помню, я ей сказала: «Тогда я буду Вас ждать!», но бабушка больше не приходила. Краем глаза я видела несколько раз, как она проходила мимо, так и не решившись подойти.

-Расскажи, пожалуйста, про вашу команду.

— Мы не просто кормим бездомных вместе. Мы стали настоящими друзьями. Меня поначалу даже удивляло то, с каким участием и заботой ко мне – практически чужому человеку – относятся эти люди. В первый же день я очень сдружилась с Валентиной. Несмотря на разницу в возрасте, у нас оказалось очень много общего. До сих пор мы постоянно общаемся, делимся переживаниями, я спрашиваю ее советов.

Благодаря общению с ребятами, я стала чаще ходить в Церковь. Моя духовная жизнь стала более осмысленной. Я начала исповедоваться и причащаться, соблюдать посты. Во многом изменилось мое мировоззрение. Раньше я любила смотреть «НТВ», теперь же если появляется свободное время (что бывает, увы, редко), я смотрю «СПАС». Меня перестали волновать какие-то материальные вопросы. Сейчас, когда меня спрашивают: «Что тебе подарить?», я впадаю в ступор – телефон у меня есть, одежды хватает, обувь есть, больше ничего и не нужно. Раньше я училась на экономиста на заочном отделении. «Какой из тебя экономист? – возмущенно заявили мои друзья, – Ты должна делиться своей добротой с детьми!». И я пошла учиться на воспитателя дошкольного образовательного учреждения на очный факультет. Теперь я понимаю – это действительно «мое». В дальнейшем хочу получить образование учителя воскресной школы.

- Лера, спасибо тебе большое за искреннюю беседу. Есть ли что-то еще, что ты хотела бы сказать напоследок?

-Да, конечно! Я хочу обратиться ко всем с просьбой изменить свое отношение к бездомным. Эти люди так нуждаются в нашей помощи и сострадании! Жизненные ситуации действительно бывают разные.

К нам как-то приходил питаться один мужчина. Он развелся, остался без работы, в общем, положение его было очень сложное. Но постепенно его жизнь наладилась, он нашел работу и сам стал приходить к нам помогать.

Иногда люди набрасываются на нас с обвинениями: «Зачем вы кормите этих дармоедов!». Эти слова вызывают во мне только грустную улыбку. Я понимаю, такое можно сказать только по незнанию, по глубокому заблуждению. Так хочется, чтобы сердца этих людей стали мягче. Если бы только они научились ставить себя на место других людей!

Я вижу, как сами бездомные реагируют на нашу помощь. Как они стараются вести себя вежливее, лучше выглядеть, воздерживаться от выпивки. Я вижу их благодарные глаза и улыбки, и мне очень радостно от того немногого, что я могу привнести в их жизнь.

 

Информационный отдел епархии

Метки: , ,