Слово Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Высшего Церковного Совета 22 ноября 2013 года

22 ноября 2013 года в зале Высшего Церковного Совета кафедрального соборного Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил работу очередного заседания Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Открывая заседание, Святейший Владыка обратился к собравшимся со вступительным словом.

Сегодня у нас в повестке дня вопрос о принятии очень важного документа, который именуется «Положением о военном духовенстве Русской Православной Церкви». Представит этот документ протоиерей Сергий Привалов, который возглавляет Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями.

Затем у нас очень важная тема, связанная с исполнением решений Высшего Церковного Совета. Нам нужно будет принять важный документ, касающийся деятельности наставников в духовных академиях и семинариях, то есть тех людей, которые должны будут взять на себя ответственность за индивидуальное управление учебным процессом в отношении конкретных студентов. Ничего подобного ранее в нашей системе не было, но опыт показывает, что нужно переходить на такую индивидуальную работу со студентами. Проект Положения подготовлен, мы его с вами рассмотрим.

Кроме того, были приняты очень важные решения Высшего Церковного Совета в области богословского образования, которые исполняет Учебный комитет. Уровень этого исполнения мы должны сегодня оценить, посмотреть, что происходит, обсудить и принять решения. Кроме того, есть какие-то вопросы в разделе «Разное».

Поскольку у нас все-таки главная тема сегодня это «Положение об организации работы военного духовенства Русской Православной Церкви», то в преддверии нашей работы я хотел бы сказать несколько слов на эту тему. Совершенно очевидно, что чтобы ни делала наша Церковь, главная цель, ради чего она служит, ради чего она существует — это спасение человека. Если говорить о пастырской работе с военнослужащими, то в этом случае миссия Церкви имеет свою специфику, потому что военный труд — это тяжелейший труд. Люди, которые берут оружие в свои руки для того, чтобы защищать Родину, это люди, принимающие на себя огромную ответственность и моральную, и юридическую. Исполняя это ответственное служение, они должны быть готовы пожертвовать своим здоровьем и даже своей жизнью, защищая других.

Деятельность Вооруженных сил не только в военное, но и в мирное время сопровождается очень большим психологическим давлением на военнослужащих. И вот для того, чтобы человек мог справляться, особенно в наше время, когда возрастают требования к Вооруженным силам, когда необходимо повышать уровень образования, чтобы военнослужащие были способны управлять сложнейшей техникой, когда все ускоряется, и когда одновременно еще сохраняются рудименты старого в наших Вооруженных силах, оказать пастырскую поддержку людям в погонах — это большая задача и очень ответственное служение Русской Православной Церкви.

Совершенно очевидно, что и в военное время военнослужащий, человек, защищающий Родину, это не машина для убийства других людей, это человек, выполняющий свой долг. И поэтому очень важно, чтобы нравственное состояние военнослужащих соответствовало этой высокой миссии. Мы знаем, что не всегда это бывает, и ожесточение, которое естественно возникает во время вооруженного конфликта, подрывает, подтачивает в том числе и нравственную основу человеческой личности. И мы знаем, что нередко бывает и так, что происходят преступления и различного рода неоправданные действия, продиктованные жестокостью, ожесточением.

Всего этого не должно быть даже в военное время, хотя каждый понимает, насколько тяжело управлять самим собой в момент конфликта… И чтобы человек оставался человеком в эпицентре вот этого военного конфликта, нужна очень большая внутренняя духовная сила, должны быть ясные убеждения, которые были бы не только рационально осознанными убеждениями, но которые сочетались бы с волевыми установками человека, с его поступками. Поэтому сегодня мы начинаем очень плотно взаимодействовать с Вооруженными силами. Уже около 120 человек священнослужителей, которые являются штатными сотрудниками, работают в Вооруженных силах.

Я только что вернулся из Калининграда (это епархия, которой я до сих пор управляю). Там я имел общение и с военачальниками, и с духовенством, которое на штатной основе работает в Вооруженных силах в Калининградской области. По количеству таких штатных священников эта область на первом месте: 4 таких священника на сегодня, еще двое готовятся. Беседовал с военачальниками, с командующим Балтийским флотом — однозначно положительная оценка этого опыта… И это позиция, которая продиктована уже конкретным анализом ситуации.

Беседовал с самими священнослужителями. Конечно, мужественные люди, всё им приходится делать. Они разделяют будни с военнослужащими, им приходится прыгать с парашютом, бывать на сборах, разделять тяготы военной жизни. Но никто не жалуется на свою судьбу, потому что почти все они связаны с Вооруженными силами в прошлом.

Поэтому нам нужно принять тот документ, который поможет регламентировать со стороны Церкви всю нашу работу по взаимодействию с Вооруженными силами, если говорить о штатном духовенстве, которое сегодня призывается в нашу армию и во флот.

Принимая во внимание, что сегодня у нас достаточно ограниченное время, очень прошу говорить недолго, быстро формулировать свои поправки, предложения, с тем чтобы редакция текстов, а у нас сегодня на повестке дня редакция двух текстов, прошла очень динамично. Хотел бы всем нам пожелать успеха.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Метки: