Иеромонах Софроний (Медведенко) принял участие в 16-ой Камчатско-Курильской экспедиции

«Был на Шумшу обрушен наш бросок,

Там непрерывный пулемётный ток,

Косил из амбразур и назем рушил».

В конце июня окончила свою исследовательскую работу 16-ая Камчатско-Курильская экспедиция. В этом году с 9 по 27 июня объектом её изучения стал о. Шумшу, на котором проходила в августе 1945 г. Камчатско-Курильская десантная операция. Подготовка экспедиции велась некоммерческой организацией «Камчатско-Курильская экспедиция», которая выступала в новом правовом статусе как юридическое лицо. (зарегистрирована в декабре 2012 г.), президентом организации избран Евгений Михайлович Верещага.

 

Участники экспедиции рассказали:

Евгений Верещага: Как правило, экспедицию готовим по материалам, которые мы наработали в предыдущих исследованиях, по архивным данным, по воспоминаниям ветеранов войны с Японией. В этом году команда состояла из восьми человек, отправились мы в путь на небольшой яхте. В команде были технические специалисты, археолог, биолог, водолаз. На острове работник маяка на мысе Курбатова Борис Коваль оказал нам существенную помощь в проживании, помогал техникой, и ценными советами. В экспедиции принял участие о. Софроний (Медведенко), представитель Петропавловской и Камчатской епархии, который провёл соответствующие службы на братской могиле и других захоронениях наших воинов.

Основная цель экспедиции – поиск захоронений, пропавших без вести советских воинов, а также и японских захоронений. Известно, что среди наших войск без вести пропало около 800 человек, японцев – 400. У всех воинов с обеих сторон есть родственники, которые хотели бы, чтобы погибших разыскали и чтобы они были достойно захоронены. Исследования проводились с соблюдением техники безопасности, чтобы не подвергать опасности жизнь членов экспедиции.

Нами изучалась наземная инфраструктура и подземные коммуникации, специалисты спускались под воду, где обнаружили несколько затопленных объектов. Мы привезли достаточно выставочного материала, предметы быта японских и советских воинов тех времён; описали 70 объектов, просканировали специальным прибором место высадки нашего десанта. Провели наземные и подводные видеосъёмки, всё отсняли на фотоплёнку.Материал собран большой, предстоит его обрабатывать и изучать. И со всеми своими находками и открытиями мы будем знакомить общественность. Мы впервые провели такую объёмную комплексную экспедицию. А наш археолог обнаружил ещё и несколько древних стоянок курильцев (айнов).

Ирина Витер:Исследуя Курильские острова, такие как Матуа, Расшуа, а в этом году Шумшу, собирая всевозможные экспонаты для музеев, мы стремимся показать: с кем воевали наши воины, как противник жил, как был экипирован, как был вооружён. У наших солдат мы знаем, была кружка, каска, вещмешок да автомат, а японцы жили в комфортных условиях, их позиции были основательно укреплены, везде были доты, дзоты, добротные аэродромы, огромное количество всевозможного оружия,были даже подводные лодки. Ведь на островах не жили мирные японские граждане, там размещалось большое количество японских военных готовых в любой момент напасть на Дальний Восток.

Изучая военную обстановку на островах, мы понимаем на самом деле, какой героизм проявили наши воины при освобождении островов Курильской гряды. (В августе в районе японского аэродрома на о. Шумшу было принято 14 800 капитулировавших войск и 6 тыс. единиц вооружения).

О.Софроний (Медведенко):

Участвуя в третьей экспедиции, я уже был осведомлён, что мне предстоит, в какие условия попаду. Яхта, на которой мы добирались до острова небольшая и на ней серьёзно качает, но это испытание мы все пережили.Моя главная задача – совершить панихиды в местах захоронения воинов, павших на этом острове. Я служил панихиду в двух местах: на высоте, где установлен памятник и на неизвестной могиле, при этом присутствовали все члены экспедиции. Во время панихиды мы молимся за воинов на поле брани погибших, мы молимся, чтобы Господь простил им их грехи и упокоил их со святыми. Это о них Господь сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя». А воины эти положили душу за нашу Отчизну, а значит и за всех нас.

Справка: Всего на Курильских островах было разоружено и пленено 50 442 японских солдат и офицеров, в их числе 4 генерала (ещё около 10000 человек японское командование успело эвакуировать в Японию), захвачено свыше 300 орудий и миномётов, около 1000 пулемётов, 217 автомашин и тягачей.

Изначально запланированная высадка на Хоккайдо была отменена по личному указанию И. В. Сталина.

Из числа участников высадки на Шумшу награждены орденами и медалями более 3000 человек. Девять человек удостоены звания Героев Советского Союза: командующий Камчатским оборонительным районом генерал-майор Гнечко Алексей Романович, командир Петропавловской военно-морской базы капитан 1 ранга Пономарев Дмитрий Георгиевич, начальник штаба 302-го стрелкового полка майор Шутов Пётр Иванович, командир батальона морской пехоты майор Почтарев Тимофей Алексеевич, старший инструктор политотдела 101-й стрелковой дивизии — замполит передового отряда десанта старший лейтенант Кот Василий Андреевич, командир стрелковой роты старший лейтенант Савушкин Степан Аверьянович (посмертно), боцман плавбазы «Север» старшина 1-й статьи Вилков Николай Александрович (посмертно), старшина-механик десантной баржи старшина 1-й статьи Сигов Василий Иванович, рулевой катера МО-253 краснофлотец Ильичев Пётр Иванович (посмертно).

В память о советских воинах, погибших в ходе операции, в городах Петропавловск-Камчатский и Южно-Сахалинск воздвигнуты памятники.

Беседовала Нина ДОРОНИНА

Фото И. ВИТЕР, о.Софрония



Метки: ,