Церковный опыт профилактики детских суицидов

9 апреля 2013 года в Камчатском дворец детского творчества состоялась конференция «Жестокое обращение с детьми: причины, последствия и меры профилактики».

По благословению епископа Петропавловского и Камчатского Артемия в ней принимали участие протоиерей Алексий Апатов, настоятель собора Живоначальной Троицы, и иерей Александр Овчинников, руководитель отдела образования и катехизации епархии.

Почему проводятся подобные конференции? Потому что насилие над детьми становится нормой нашего общества. В редкой семье дети живут со своими родными родителями. Мачеха или отчим (обычно сожители) обычно не отличаются высокими нравственными качествами. Почти в каждой школе есть дети, которых избивают дома и не только…
Средства массовой информации активно пропагандируют насилие и заражают этими болезнями все общество. Следствием становятся суициды. Отец Алексий выступил на круглом столе, сказав, что главной причиной семейных проблем является отсутствие духовной жизни. Иерей Александр прочитал доклад на пленарном заседании.

Доклад священника Александра Овчинникова на пленарном заседании конференции 9 апреля на тему: «Церковный опыт профилактики детских суицидов».

Каждый священник по роду своей деятельности встречается с этой проблемой. Кроме этого есть целые направления и группы людей, с которыми проводится подобная работа. Это пенсионеры и тяжело больные, с ними работает о. Виктор Музыкант, зависимые от алкоголя и наркомании – сейчас их окормляет о. Иоанн Заяц, малолетние преступники и детские дома – о. Софроний Медведенко, военнослужащие – о. Василий Гончар, заключенные – о. Василий Тищенко.

Наибольшую остроту эта проблема обретает в вооруженных силах. И в таких случаях руководители военных частей обращаются к Церкви для сотрудничества. Обычно в военных частях совершаются молебны, освящения и беседы для офицеров и военнослужащих. Если любой солдат имеет возможность без посторонних в рабочем порядке поговорить со священником, то суициды прекращаются. Так дело происходит в армии. Другой вопрос в том, что полковых священников в армии России 22 человека, что на порядок меньше, чем в армии НАТО и США. Это другая тема для разговора. Когда я учился в Духовной академии, то у нас была встреча с одним натовским православным полковым священником, в то время в нашей армии их не было совсем.
На приходе ситуация другая. Так или иначе, священник и прихожане знают о трудностях бедных и сложных семей. И в момент кризиса к священнику все обращаются за помощью. Эта помощь может быть материальной, но гораздо важнее, наверно, является общение с духовником в постоянно длящихся сложных отношениях с мужем или женой, родителями и детьми. Эти отношения обычно отягощаются алкоголем или наркотиками и жизнь, особенно у детей, становиться невыносимой. Священники должны оценить ситуацию и дать правильный совет либо сохранить семью, если эти трудности являются испытанием, либо защитить себя и детей от второй половины и вредного, разрушительного влияния. Не всегда человек делает правильный выбор в своей жизни, но обращаются в Церковь по поводу бед или проблем люди часто. Не всем можно помочь. В данном случае эта помощь детям идет через нормализацию семейных отношений и налаживание бытовой стороны жизни. Тут должна быть согласованность Церкви и социальных структур государства.
В чем с духовной точки зрения заключена проблема самоубийства? Во-первых, в сложной жизни и её проблемах, во-вторых, в безвыходности положения человека, в-третьих, в бездуховности и религиозной безграмотности. Почему бездуховность является причиной самоубийства? Потому что в Православии и других религиях самому лишить себя жизни значит совершить самый страшный грех, который только может быть. И потому даже если человек культурно воспринимает Православие, не ходит в храм, не соблюдает постов и не живет духовной жизнью, то все равно старается не совершать тяжких грехов. Но если человек живет в материальном мире и только материальными и греховными ценностями, то в случае больших лишений и проблем плохую жизнь продолжать и тянуть многим не хочется. В таком безбожном миропонимании становится симпатичной идея: «Лучше не жить никак, чем жить плохо».
Между прочим, это главная идея, которую открыл просветленный Будда: «Чтобы не страдать, нужно не жить». Отсюда «нирвана» – это абсолютная смерть, без жизни и страданий. Что касается суицидов, то традиционный, опять же несектанский буддизм категорически не разрешает этого делать. Так как убившие себя нирваны не достигнут и снова будут вынуждены родиться в этом мире. Кроме атеизма к смерти могут подталкивать некоторые секты или молодежные течения. Например, молодые люди, называя себя «Готами» пытаются связать свою жизнь с культурой и религий древних германских племен. Это очень большой молодежное международное движение, где смерть возводится в ранг божества с соответствующей модой, культурой и специфичной религиозной жизнью. Они одеваются в черную одежду, рисуют древние орнаменты, знаки и символы, воспроизводят языческие ритуалы, пьют кровь, культивируют в своей среде негативное настроение и на этой религиозно-философской почве иногда сами заканчивают свою жизнь. Так же как в тюрьме и армии эту статистику можно изменить через преподавание Православной культуры или той религиозной традиции, на основе которой живет большинство населения. Со светской позиции идеи о том, что все трудности нужно переживать и переносить среди большинства людей не находит горячий отклик, т.к. необходима четкая мотивация: «Зачем»?
С точки зрения безвыходных ситуаций тоже религиозное образование дает надежду на высшие силы. Есть даже направление в лечении зависимости «Анонимные алкоголики», где человек надеется на высшие силы и таким образом преодолевает свою слабость. Это очень важно хоть даже для того, чтобы руки не опустились, но главное то, что такой человек эту свыше получает. Даже тогда, когда с точки зрения специалистов это не возможно.
Большая проблема в том, что эти религиозные истины, которыми жил наш народ, открывает нашему бездуховному обществу целая армия заморский сектантов и разных духовных спекулянтов, экстрасенсов и прорицателей. Эта помощь не проходит даром. Людям много обещают: «Решу все проблемы за один сеанс. Гарантия 200%» т.д. В одном таком собрании матери пообещали воскресить сына. Она поверила, заплатила большие деньги. Что потом? Тяжелейшая депрессия. Ребенок вместе с родителями попавший в такую систему? Сколько жестокого обращения с детьми в таких ситуациях?! Есть особо опасные деструктивные секты, которые ломают жизнь человека во всех её проявлениях. При чем, все это делается с Евангелием в руках, которое сто сорок лет назад, четыре Духовные академии русской Православной Церкви с еврейского и греческого перевели на русский язык. Некоторые секты запрещены законом во многих государствах, а также в некоторых регионах России, но пока у людей нет элементарного понятия о своей религиозной культуре, снова и снова незадачливым гражданам будут открывать Америку, которая, между прочим, двести лет назад была частью России.
Большой опасностью для многих семей является другая проблема. В обществе утрачена модель устройства нормальной семьи. Люди не знают, как строить семейные отношения, к чему нужно стремиться, что нужно ценить, чего избегать. В результате повсюду обиды, разводы, неполные семьи. Точно такая же ситуация возникает и в отношениях в детьми. В средней обычной семье ребенок, к которому хорошо относятся, которого не бьют и обеспечивают всем необходимым, не ценит то, что имеет. Он видит негативную сторону жизни, ограничения запреты и принуждения. На его взгляд, к нему неправильно относятся, его не любят и не ценят, не хвалят и не исполняют его желаний. Это заведомо сложная и проблемная ситуация. Кому из детей во всем нравятся его родители? Кому нравится, когда воспитывают? Какому преподавателю нравится воспитание или наставления директора? Конечно, нет. В нашем обществе нет и не должно быть равноправия. А если оно будет, не будет порядка. Но каждый человек на своем месте должен хорошо делать свою большую или маленькую работу. Не могут в классе все быть лидерами. Либо они изберут одного лидера, либо перестанут быть командой. Семья из трех человек, где каждый хочет быть руководить и не желает выполнять чужую волю — это лебедь, рак и щука. Результатом таких отношений будет конфликт. И ребенок, в большей степени, чем взрослые, в такой ситуации может быть подвержен депрессии и самоубийству. И это в семье относительно благополучной. А если семья не благополучна? Это еще больше обостряет проблему. Потому важным свойством крепкой семьи, является послушание родителям и уважения к старшим.
Традиционно, до революции ребенок знал свое место в семье и от него требовали ответственности за то, что ему поручено. Подобная традиция сохранилась у народов Азии и Кавказа. Их добрые традиции неразрывно связаны с их религиозной культурой. Они не спорят о правах. Они создают крепкие семьи, рожают детей, берутся за ту работу, которая есть. Они развиваются. В том числе на Камчатке.
С другой стороны была и есть проблема жестокого обращения с детьми. Большая проблема в том, где провести границу между допустимым и не допустимым. Наверно большинство людей согласятся с тем, что наказывать ребенка ремнем плохо и недопустимо? Со мной все согласятся? Но ведь те, кого наказывали ремнем, не скажут сегодня, что их родители плохие и их всех нужно было лишить родительских прав? А где граница между ремнем бить и избивать? В свое время меня били ремнем пару раз в день, утром и вечером. Я не помню, чтобы я об этом думал, сильно переживал. Мои родители не были жестокими людьми. Хотя наказывали иногда серьезно и от наказаний оставались следы, в моей жизни не было такой проблемы. Так и у большинства людей. Но тогда я мог бы кому угодно пожаловаться и заявление подписать, и семью оставить. И это было бы самой большой ошибкой в моей жизни. И, наверно, я бы сейчас не был бы священником, потому большая часть того, что у меня есть, я получил от родителей. Я четыре года работал с одного детьми детского дома в Сергиевом Посаде. Уже прошло почти десять лет десять лет. Кто из них получил высшее образование? Кто из них создал нормальную семью? Кто из них нашел свое дело в жизни? Кто из них не повержен наркомании, алкоголю и другим порокам? Единицы и исключения. Поэтому очень важно взвесить, что человек теряет и что приобретает, уходя от плохих родителей. Ребенок на это не способен.
А вот у моего отца в семье была другая ситуация. Моя тетя в детстве выпила уксуса и умерла из-за того, что боялась показать свои оценки. Такие прецеденты были, и, я думаю, их становится не меньше, а больше. Если человек обращается в храм за помощью, то многое в нем не потеряно и проблема на полпути к разрешению. Церковь же обычно тем и занимается, что нормализует жизнь людей: отцов и детей, мужей и жен, начальников и подчиненных, богатых и бедных, наркоманов и тяжело больных. Но тем, кто в силу разных причин в храм не приходит, можно помочь посредством светского религиозного образования, как это происходит в Германии и других странах Европы.
Если же речь идет об изъятии ребенка, в некоторых случаях это необходимо, то для этого должна быть комиссия, в которую должен входить, как независимый эксперт, священник или представитель Церкви. Необходимо чтобы это решение было с разных сторон исследовано, максимально взвешенно и объективно.
Я в Сергиевом Посаде проводил занятия и изучал жизнь детей и в приютах, детских домах, детских домах семейного типа, детских психиатрических больницах, соответственно, в воскресных школах, православных гимназиях и средних школах. И я глубоко убежден, что через непрерывное светское религиозное образование, которое может быть в светской школе и др. светских учреждениях можно приблизить к нулю суициды, как это происходит в армии, в разы повысить нравственность, и значимо повлиять на успеваемость. Все это очень активно используется за границей, где верующих людей и религиозной жизни на порядок меньше.
Года два назад ко мне обратились преподаватели пятого училища г. Елизово в связи с тем, что у одной девушки была неудачная попытка суицида. Мы подумали, какие мероприятия можно было бы провести в училище и общежитии по этому поводу. Но потом начались экзамены и им, преподавателям, стало не до этого. Хочется надеяться, что в будущем эта работа будет более систематичной, своевременной и эффективной.

Священник Александр Овчинников

Метки: ,