Священник Михаил Неверов принял участие в работе секции по казачеству в рамках традиционных Рождественских чтений

C 24 по 30 января 2013 в Москве проходили традиционные Рождественские чтения. По благословению владыки Артемия, епископа Петропавловского и Камчатского в работе секции по казачеству принял участие священник Михаил Неверов. Секция носила название «Церковь и казачество: пути воцерковления и сотрудничества». Работа этого направления Рождественских чтений проходила на базе Московского государственного университета технологии и управления им. К. Г. Разумовского. Ее возглавил митрополит Ставропольский и Невиномысский Кирилл. Присутствовали казачьи священники всех казачьих войск, атаманы войск и сами казаки.

Среди хозяйственных, юридических и организационных вопросов обсуждаемых на форуме красной нитью проходила проблема  воцерковления казаков. Как явствовало из выступлений докладчиков воцерковление казачества на сегодняшний день главный вопрос взаимоотношения казачества и Церкви. С начала 90-х годов казачество возродилось, как субэтнос, как сословие. Самими казаками много сделано на пути признания их серьезной патриотической силой. Государством, в лице чиновников и госслужащих так же проделана огромная работа по признанию за казаками права служить на законных основаниях России, а так же вести свой традиционный уклад жизни. Однако духовная составляющая возрождения казачества серьезно отстает от желаемого. Декларируя себя, как православное воинство казачество еще весьма далеко отстоит от настоящего воцерковления.

Среди казаков, мало тех, кто знает молитвы, исповедуется и причащается. Мало и таких кто знает заповеди Божьи и еще меньше тех, кто живет по этим заповедям. До сих пор можно увидеть казаков причисляющих себя к атеистам, а среди тех, кто себя считает православными иногда можно встретить и вовсе не крещенных. Что само по себе является парадоксом. Вот краткие тезисы из выступления митрополита Кирилла: «число крещеных детей казаков составляет 70%, а венчанных браков — 40%», «к православным среди казаков относят себя почти все опрошенные, бывают в храме хотя бы раз в месяц лишь половина из них, посты полностью или частично соблюдают 26,5%, «Символ веры» знают наизусть 14%, а «Отче наш» — 57,3%.». По словам владыки, исповедуются и причащаются казаки «совсем не часто, соборуются — и того меньше», «Участие же в православных таинствах вообще не осознается подавляющим большинством как жизнеобразующая необходимость и опять-таки воспринимается как некая символика, обрядовость, которая в их, казачьем случае, может быть успешно замещена тем же самым служением по охране».

Митрополит Кирилл поставил главную задачу перед казачьими священниками и казачьими атаманами — подготовить и организовать системную работу по катехизации казаков и их семей.  Взаимоотношение Церкви и казачества более не может ограничиваться лишь внешним участием в церковной жизни в виде совместного проведения крестных ходов и охране церковных объектов. Атаманы должны организовать постоянные встречи рядовых казаков со священниками для духовных бесед. Необходимо добиться такого результата, когда казаки не просто по обязанности, но и по велению сердца сами приходили бы на исповедь и причастие, сами желали бы воспитывать свое юное поколение в христианской вере и сделали невозможным браки казаков без венчания. Развод казака должен быть порицаем не только правилами христианской морали, но и всеми членами казачьей общины. В казачьи старейшины должны избираться не те, кто по возрасту стар, а те, кто за свою долгую жизнь показал пример христианской нравственности. Пьяницы и не желающие исправляться, не желающие жить по христианским заповедям должны изгоняться из казачьих обществ. Своим поведением они позорят высокое звание казака, как рыцаря православия.

Докладчики уделили пристальное внимание воспитанию и обучению юного казака. Говорилось о развитии казачьих кадетских училищ (на сегодняшний день их 23 в России), о развитии казачьего школьного образования. Выяснилось, что чиновники от министерства образования не всегда готовы идти на встречу пожеланиям казаков в воспитании и обучении казачат в традициях православия. В обсуждении этого вопроса вскрылось странное недопонимание чиновниками особенностей христианской казачьей школы. Были выявлены даже некие двойные стандарты, которые используют чиновники в этом вопросе. Так, например, на Кавказе, мусульмане имеют право открывать школы с мусульманским укладом жизни, а казаки далеко не всегда добиваются успеха в желании организовать свое казачье православное обучение для казачат. В связи с этим на секции была принята декларация с призывом правительству помочь в организации на местах воспитания и обучения казачат в традиционном для казаков православном патриотическом духе. Все вопросы, затронутые на форуме священник Михаил Неверов намерен серьезно разобрать с атаманами казачьих обществ и простыми казаками.

Информационный отдел епархии

 

Метки: , ,