“Петропавловская и Камчатская епархия. Вчера, сегодня, завтра”. Доклад епископа Артемия на Краеведческой духовно-просветительской конференции «Продолжая подвиг епископа Нестора (Анисимова)»

На протяжении трех столетий Православие на Камчатской земле переживало разные периоды. В 18-м веке перед государством стояла задача освоение новых земель и прокладывания торговых маршрутов. Славные сыны Отечества, преодолевая голод, бури, ледяную стужу открывали новые земли, присоединяя их к Великой Российской Державе. Но мало открыть новые земли – важно удержать их, привлечь местное население к новой жизни, согреть их теплом веры и приобщить к великой культуре русского народа. Первые миссионеры шли вместе с казаками – первопроходцами претерпевая болезни, суровые условия климата и огромные расстояния. Один путь от Москвы до Камчатки занимал более 2-х лет. Труден был путь первых первопроходцев. С двумя зимовками в Якутске и Охотске, на оленях, собачьих упряжках, а зачастую и пешком на лыжах и снегоступах добирались они до аборигентских острожков, до казачьих постов и заимок, что бы нести свет православия. Им приходилось общаться  с местным населением через своего помощника – переводчика, или же самим учить местный язык. Приходилось не только учить язык, но и жить по обычаям этого народа по слову апостола Павла: «…с беззаконными я был беззаконный не теряя закона..».  Первые священнослужители и монахи были также и учителями для коренных народов. Не имея практически ни каких пособий, а тем более условий они все же сумели приобщить к русскому языку часть местного населения и особенно детей. Это был их подвиг, их послушание перед Богом и Отечеством, их Крест. Так в 1745 году с архимандритом Иосафом (Хотунцевским) — прибыло шесть подвижников, воспитанников Московской славяно – греко – латинской академии. Имена двоих сохранились и ныне в камчатских поколениях: это Алексей Ласточкин и Петр Логинов. Они открыли и первые школы на Камчатке. Более двадцати лет провели они на Камчатке, некоторые   вернулись обратно на материк, а Петр Логинов обзаведясь большим семейством дал известную священническую и учительскую династию Логиновых – Логиновых, представители которых до сих пор служат на Камчатке. И хорошо бы было восстановить династию священства в этом замечательном  роде. Первые подвижники вырывали местное население из первобытного оцепенения. Так Арх. Иосаф Хотунцевский писал: «Зело на Камчатке быть школам нужно первое, для твердости веры, что бы юность углубила в себе догматы благочестия и своевольством златаго времени не тратило; второе, для необходимых церковных потребностей; третье, для уничтожения грубых обычаев, в  которых до сего времени здешняя страна погружена была…». Но, к сожалению, тот порыв первых миссионеров не был оценен и поддержан местными властями и поэтому в 1783 году при командире Франце Рейне все труды первых подвижников были сведены на нет. В это время миссиям перестали полностью помогать, а открытые ими школы были закрыты с целью экономии средств. В конце 18-го начале 19-го века Авачинская губа все больше и больше приобретает свою значимость как морского стратегического пункта и в этой связи Петропавловску надлежало превратиться  в настоящий порт и столицу Камчатки.

Духовное училище

В эти же годы особенно при начальнике Камчатки Рикорде  Петре Ивановиче начинается новая эпоха возрождения православия. Строятся церкви и часовни. 14 октября 1820 года при ремесленной школе на правах отделения открывается духовное училище. В 1828 г. он выделилось из состава ремесленной школы в  самостоятельное учреждение подведомственное Иркутской духовной семинарии и просуществовало до 1845 года. Многие пономари и дьячки Большрецкой, Мильковской, Тигильской, Усть-Камчатской и др. церквей в разные годы учились в Камчатском духовном училище. Семь выпускников училища стали священниками. Среди них: Георгий Логинов, Иоанн Верещагин, Михаил и Илия Коллеговы, которые становились и учителями для местных жителей. Георгий Логинов открыл школу на дому, где обучал детей Закону Божиему и грамоте.  Впоследствии он же проявил высокий героизм во время отражения англо-французского десанта в Петропавловске(20-24 августа 1854 года). Это был настоящий патриот России и родной Камчатки.

Свт.Иннокентий(Вениаминов)

Преосвященный Иннокентий, посещая в 1846-47 гг. Камчатку, как и в первый раз объехав все приходы по зимнику в своих путевых дневниках писал:  «Всех приходов и в них церквей в Камчатской и Охотской областях ныне находится 15 из коих  9- в Камчатке. В Камчатке приходов и церквей по настоящему числу жителей весьма достаточно. Все церкви и часовни содержаться в должной чистоте… Из священников особой похвалы заслуживает … Камчатского собора священник Георгий Логинов, который по закрытию в Камчатке Духовного училища открыл у себя домашнее училище, которое ныне состоит у него из 11 человек разного звания…обучает он детей сих безвозмездно…». Такие школы открывали и анадырский    миссионер Роман Верещагин и                                         .                                        священник, родной брат епископа Иннокентия, Стефан Вениаминов. В  1863 году местный крестьянин Моисей Коллегов открыл церковно-приходскую школу в селе Ключевском.  В 1865 году Петропавловская церковно-приходская школа, переименованная в 1872 году в Петропавловское городское училище, существовавшее на средства добровольных жертвователей. В 1878 открылась церковно-приходская школа в Мильково, существовавшая на средства прихожан. В 1886 году открыто церковно-приходское училище в Нижне-Камчатске. Средства собирались с сельского общества. Крестьяне платили 30 рублей в год, казаки – 20 рублей, камчадалы 8 рублей. В 1888 году открыта церковно-приходская школа в селе  Никольском на острове Беринга. В 1889 – Паланская церковно-приходская школа. Законоучителем служит в ней священник Владимир Серебренников. К примеру, сумма его вознаграждения составляет всего 20 рублей в год. То есть плата обучения одного крестьянского ребенка.

иеромонах Нестор(Анисимов)

В 1907г. на север полуострова в Чижигу добровольно прибывает для миссионерской работы двадцати двух летний иеромонах Нестор(Анисимов). В то время он писал: « я с великим трепетом ощутил призыв от Самого Промыслителя Господа меня на миссионерское служение в Камчатке. Да будет воля Божия  и от лица Его судьба моя изыдет». Пробыв на севере полуострова  два года в непрестанных миссионерских трудах он тяжело заболевает и вынужден просить об отпуске, который использует для создания Камчатского благотворительного братства во имя Всемилостивого Спаса». Благодаря своей искренности в служении и неиссякаемой энергии будущий владыка обращает внимание широкой общественности Санкт-Петербурга к проблемам Камчатки, дважды был принят и выслушан царской семьей. В результате чего получил одобрение и поддержку августейшей семьи в своей деятельности. Покровителем братства был определен наследник престола цесаревич Алексий. В этом же году Нестор доставил на север полуострова в селение Тиличики единственный в то время разборный храм и приходскую школу для коряков. « Я твердо решил – писал Нестор – с учреждением Камчатского братства, на пожертвования открыть ряд школ для детей оседлых племен, а для кочующих устроить школу с интернатом». Далее будущий митрополит вспоминает: « В село Тиличики я перевёз здания школы и приюта для детей кочующих туземцев. Эти дома строились во Владивостоке и в разобранном виде с русскими рабочими я переправлял их на пароходе Добровольного флота. Когда школа была поставлена и открыта, тогда уже кое-кто из родителей, наконец, согласился отдать своих детей на учение. Они с удивлением смотрели, как их дети учились читать и писать; взрослых поражало, как ребенок смотрит в книгу и произносит мудрёные слова, затем на бумаге царапает и опять говорит вслух. Так на Камчатке возникла первая школа с обучением на русском и корякском языках.» Позже во Владивостоке были построены и перевезены на Камчатку еще несколько церквей со школами и приютами. Деньги на это пожертвовала лично мать Николая II, вдовствующая императрица Мария Фёдоровна. Одна из этих церквей осталась в Петропавловске- Камчатском. После революции  перенесена в село Николаевку, где находится и действует до сих пор, являясь самой старой действующей церковью на Камчатке. Так же были построены церкви и школы на острове Карагинском. По свидетельству иеромонаха Нестора к 1916 году в Камчатской области существовало 35 церквей, 38 часовен и 42 школы. Первая мировая война 1914 года побуждает уже игумена Нестора поступить в лейб-гвардию драгунского полка  священником и одновременно начальником санитарного поезда. Он так же участвует и  в боевых действиях под огнем врага, за мужество награжден многими боевыми наградами( Св. Анной III и II степени, Св. Владимира  III степени) и наперстным золотым крестом на Георгиевской ленте.

митр.Нестор (Анисимов)

В 1916 году учреждается Петропавловская и Камчатская   епархия. Епископом Петропавловским и Камчатским херотонисан игумен Нестор (Анисимов), которому исполняется 31 год. Но стране уже не до обустройства Дальнего востока. Далее события развивались стремительно быстро. 1917году- февральская буржуазно-демократическая революция и отречение императора Николая II от престола. В августе этого же года начинает работу Поместный собор РПЦ. 25 октября – октябрьская революция, первые жертвы репрессий среди духовенства. В 1918 году 23 января Совнарком принимает декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Он стал нормативным актом беспрецедентным действием советской власти по уничтожению  русской православной церкви. В 1918 году в связи с долгим отсутствием  епископа Нестора   Петропавловская и Камчатская епархия вновь подчинена Владивостокской и Приамурской как Викариатство . В 1919 году владыка Нестор после ареста через Киев, Одессу, Суэтский канал, Гонконг, Шанхай и Владивосток все же возвращается на Камчатку, но уже в 1920 году в  связи с новыми революционными событиями в Петропавловске-Камчатском, владыка пароходом из Усть-Камчатска эмигрирует в Японию. В 1922 году на всей Камчатке окончательно устанавливается советская власть. На долгие годы Камчатка погружена в бездуховную тьму.

иерей Ярослав Левко

Только в 1985 году на Камчатку по благословению архиепископа Иркутского Хризостома на постоянное место служения приезжает иерей Ярослав Левко. В 1989 году он начинает строить храм в честь Петра и Павла,  на Пасху 1992 года храм был освящен. На Камчатке постепенно начинают возрождаться православные общины в с. Николаевке, Ключах, Паратунке, Усть-Большерецке, в Елизово, в Рыбачьем.

епископ Нестор(Сапсай)

В 1993 году Решением Священного Синода РПЦ вновь была образована Петропавловская и Камчатская Епархия. Его первым  епископом, после долгого атеистического периода, стал епископ Нестор(Сапсай).

Патриарх Алексий II на Камчатке

Камчатку впервые за историю посещает Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Алексий II. Это подымает дух православного народа. Продолжают появляться новые общины. 1995г – Палана, Сокоч, Мильково, Тиличики. В Петропавловске-Камчатском передан Епархии кинотеатр Родина, где разместился приход Святителя Николая Чудотворца. В 1996 году открыт духовно- благотворительный центр помощи бездомным в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость».

епископ Игнатий(Пологрудов)

В 1997году по состоянию здоровья епископ Нестор уходит на покой, а на кафедру приезжает епископ Игнатий(Пологрудов). В 1998 году он в составе экипажа атомного подводного крейсера «Томск» совершает переход подо льдами Северного ледовитого океана. Укрепляются дружеские связи между флотом и церковью. Рукополагаются новые священники из числа прихожан, издается епархиальная газета. В 2000 году учрежден музей истории православия на Камчатке. В этом же году освящено место под строительство кафедрального собора во имя Святой Троицы. В 2001году открывается женский монастырь. В 2005 году Камчатка и вся Русская Православная Церковь отмечала 300- летие православия на Камчатке. В Москве состоялись научно-богословские конференции, в работе которых принял участие св. Патриарх Алексий II.

митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл на Камчатке

В 2005 году (10-13 июля) Камчатку посетил председатель отдела внешних церковных связей РПЦ  митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл. Был заключен договор с экипажем атомного подводного крейсера «Св. Георгий Победоносец» о попечительстве РПЦ над экипажем. 2007 год начались богослужения в деревянном храме в честь благоверного князя Александра Невского на историческом месте в центре Петропавловска-Камчатского. 2010 год – приезд святейшего патриарха Кирилла и освящение верхнего храма Собора Пресвятой Троицы. Закладка Святейшим камня под строительство храма в пос. Палана и освящение места под храм в пос. Никольское на острове Беринга.

Хиротония епископа Артемия(Снигура)

В апреле 2011 года архиепископ Игнатий переведён на Хабаровскую кафедру с возведением в сан митрополита. На Петропавловск-Камчатскую кафедру указом священного синода был назначен епископ Артемий(Снигур). Летом 2011 года были освящены закладные камни под строительство новых храмов в с. Никольское(остров Беринга), с. Козыревск, пос. Мильково( в воспитательной женской колонии), с. Озерновское.

Епархиальное управление

Губернатор Камчатского края В.И.Илюхин и епископ Артемий

В июне 2012 года освящено помещение нового епархиального управления и подписан договор о сотрудничестве между правительством Камчатского края и Петропавловской и Камчатской епархией и создании фонда в помощь строительства храмов Камчатки.

храм в с.Никольское

27 октября 2012 года состоялось освящение построенного в кратчайшие сроки храмового комплекса в с. Никольское  на острове Беринга.

храм в с. Эссо

Заканчивается строительство храма в с. Эссо. В мужском монастыре построен братский корпус.

Братский корпус мужского монастыря

Соборный комплекс в честь Святой Живоначальной Троицы

часовня святым Петру и Февронии

В настоящее время при поддержке администрации края и города заканчивается разработка проектно-сметной документации по благоустройству Соборного комплекса в честь Живоначальной Троицы в г. Петропавловске-Камчатском. Планируется постройка храмов в районах города: в Аваче, в районе Северо-Восток, и в др. В заключение хотелось бы сказать, что мы сейчас переживаем сложное, но интересное время. Открывшиеся возможности в связи с демократизацией нашего общества можно использовать по-разному, и если мы с Вами объединим свои усилия на созидание в единстве духа и веры, то мы многое можем сделать на благо нашего Отечества и нашей Камчатки и воплотить все наши мечты в жизнь.

гостиница для паломников

Духовно-Просветительский Центр

Спортиынй комплекс

Метки: ,