Приход Рождества Христова

Церковная жизнь в селе Коряки имеет давнюю историю, так как возникло оно до 1700 года. В первые десятилетия освоения русскими Камчатки село Коряки находилось в стороне от главных путей продвижения первопроходцев. Но после основания в 1740 году Петропавловска-Камчатского, когда по суше все активнее стала развиваться связь с долиной реки Камчатки и западным побережьем, этот географический пункт все чаще упоминается в текстах и на картах. Село было частью Завойкинской волости (ныне Елизовский район) Петропавловского уезда. Названо по национальности первых жителей — коряков — после 1740 года.

Участник Второй Камчатской экспедиции (1732 — 1743 гг.) Георг Стеллер говорит, что название народа «коряки» появилось в речи казаков от слова «кора», что означает «олень». Ранее село именовалось как острог Коряка, Коряцкое поселение, острожек.
Коряки посетили такие известные ученые, как Карл фон Дитмар, В. Л. Комаров. В 1787 году участник французской кругосветной экспедиции Жан Батист Бартемели Лессепс пишет: «от Петропавловска до Коряцкого острога ехали около 7 часов — 40 верст. Пристанище нашли в доме тойона. Коряцкий острог стоит посреди вырубленного леса на реке Аваче. Пять или шесть изб и около 15 балаганов составляли весь сий городок, похожий на Паратунку».
В. Л. Комаров подтверждает, что жители Коряк — потомки коренных камчадалов. «На околице часовня, похожая более на небольшую церковь, — как в Паратунке, Завойко и других селах», — пишет Комаров.
В начале ХХ века в течение 22 лет старостой села был Прокопий Дьяконов, камчадал. Единственный из коренного населения как представитель сельских старшин был командирован в Москву на коронацию Александра II.
До 1787 года храма в селе Коряки не было. Неизвестна и точная дата открытия церкви.
В середине VIII века православные миссионеры активно открывали школы на полуострове. Не стало исключением и село Коряки. В 1911 — 1912 гг. велись народные чтения «на Камчатке — в Ключевской, Мильковской и Корякинской школе. Где была возможность, чтения

сопровождались световыми картинами при помощи «волшебного фонаря» (прообраз фильмо- или слайдоскопа). Предметами чтений были статьи религиозного содержания, исторического, литературного». Вели занятия священники и учителя. Таким образом, можно сделать вывод, что церковь придавала большое значение образованию, обучение детей в школе основывалось на православном вероучении.
Со слов Надежды Васильевны Халоймовой (старожила села, краеведа, учителя географии),

«из Петропавловска приезжали священники, совершали богослужения, требы, крестили людей».
2 февраля 1930 года храм в селе Коряки был закрыт и передан на культпросветнужды.
Известно, что в 1938 году Слободчиков Полиект (Полуэкт) — псаломщик Корякской часовни Тройкой УНКВД Дальнего Востока был приговорен к высшей мере наказания с конфискацией имущества. Реабилитирован в 1989 году Камчатской прокуратурой.
В здании храма были школа, клуб, библиотека.
Только в 2003 году Марианна Колыбина (мама тогда еще пятерых детей) решила собрать людей в поселке Зеленом (недалеко от села Коряки), так как тяжело было ездить на службу в город Елизово. Вместе с мужем Филиппом Колыбиным и Викторией Худиновой они попытались создать общину. Марианна ездила к Владыке Игнатию (до апреля 2011 архиепископ Петропавловский и Камчатский), взяла благословение.
— Приезжал и сам Владыка, но собрать людей не удалось. Поговорили с ним втроем, изложили свои просьбы. Затем пригласили отца Максима Дентовского. Провели Литургию в клубе, Таинство Крещения (крестилось около 20 человек), помогал диакон Александр Неверов.
В 2004 году отец Владимир Нестеренко приезжал освятить куличи на Пасху. На этом в Зеленом все закончилось. Я переехала жить с семьей в Елизово. Решила попытаться организовать общину в селе Коряки. На собрание пришли три бабушки. Нам дали комнату в клубе при содействии главы администрации села Евгения Валерьевича Герасимова.
Пока не было постоянного батюшки, мы собирались в этой комнатке. Слушали магнитофонные записи: утреннее и вечернее правило, Литургию. Нас вначале было пять человек. Рассказывала, что знала о Церкви, читали вместе книги о духовной жизни.
Затем Владыка благословил на служение к нам отца Владимира Богославского. Два года пытались зарегистрировать приход, оформляли документы. Зарегистрировали общину и приход во имя Рождества Христова.
— Что значит Господь в твоей жизни?
— Так просто не ответить на этот вопрос. Господь — это дыхание, без которого невозможна жизнь.
Римма Андреевна Бода — одна из первых прихожанок, во всем помогает батюшке. Еще в 80-х годах собирала подписи на создание православной общины.


Александр Семенович Щербаков рассказал о свой жизни в Церкви:
— Хожу в храм уже около 15 лет. Начинал с Елизовского прихода, когда он только переоборудовался из Дома пионеров. Вырос на Тамбовщине. Семья была верующая. За 20 верст ходили пешком в храм. Но когда пошел учиться в техникум, затем — в институт, все это было утрачено. Женился, вырастили детей, внуки пошли. И только в это время снова обратился к Господу. Внуки мои выросли в храме. Сейчас помогают батюшке во время службы. Внучка уже с двух лет знала все молитвы наизусть. Посажу ее на плечо, хожу, пою молитвы. Так и выучила. Насколько дети восприимчивы! На мой взгляд, духовное воспитание нужно начинать с раннего возраста, с детского сада. Для этого нужно, чтобы батюшка жил в селе, знал людей, общался с детьми: проводил беседы в школе и детском саду. Земную жизнь нужно направлять в соответствии с духовными законами. Я сам потерял руку. И сейчас понимаю, почему. Поднимал животноводство в Раздольном, Мильково, Коряках. А потом решил богатым стать, пошел поперек воли Божией. Благодаря этому увечью Господь привел к Себе, дал понять, осознать грехи.
А вот что Владимир Филиппович Ежов рассказал о себе:
— Родился в Елизово. Вся жизнь, в основном, прошла в Коряках. Отец с детства приучал к чтению. Много перечитал литературы, журналов, любознательный был. Пришел к вере через боль и страдания. Было все в жизни: и работа, и деньги, и красивая одежда. А в душе — пустота, тупик, полное отсутствие смысла в жизни. Все есть, и ничего нет. Сам Господь привел к Себе, какая-то сила в храм привела. Крестился в 2000 году, в 55 лет. Батюшка заставлял читать литературу, с Божией помощью стал воцерковляться. Первая исповедь была перед Новым годом в храме свт. Николая Чудотворца у отца Василия Гросса. Стал уклоняться от компаний, где выпивают и сквернословят. Изучая духовную литературу, узнал, что Крещение — это второе рождение. Понял, что нужно все радикально менять в жизни. В храме купил брошюру «Курение: порок или грех?» Очень хотел бросить курить, но никак не получалось. Однажды прочитал молитвенное правило, захотел закурить, и пришла мысль: «Зачем кадить сатане?» Взял и сжег блоки сигарет. Очень помогала молитва (даже краткая «Господи, помилуй»), участие в Таинствах. И только с Божией помощью бросил курить. Когда ездил по святым местам в России, все казалось чужим и незнакомым, но когда заходил в храм, чувствовал себя, как в родном доме. Уверен, что, если бы не обратился к Богу, то за духовной смертью неизбежно последовала бы смерть телесная.
Любовь Семеновна Денис — первая помощница батюшки. Следит за порядком в храме, стирает облачение, готовит теплоту для причастников. Крестилась в 52 года. Господь привел к себе через трудности, проблемы, болезни детей. Любовь Семеновна считает, что после Крещения обязательно необходимо воцерковление, иначе не происходит изменение жизни человека, его духовное рождение.
Говорит Максим Бода, житель села Коряки:
— Когда священник не может приехать в село, прихожане читают акафисты. В храме есть молитвословы, богослужебные книги, вся необходимая духовная литература. В основном, книги привозил отец Владимир. По возможности стараюсь привезти свечи со склада епархии, крестики, вино для Литургии; газеты «Наша Камчатка» и «Блог-пост».
Светлана Садычко в настоящее время помогает батюшке в оформлении документов, обращается при необходимости за помощью в администрацию.
Клирос состоит из трех человек: регент Елена Акимова, трудница из женского монастыря сестра Валентина и певчая храма св. Александра Невского Полина Пивоварова.
Познакомились с батюшкой в Тиличиках, там учились петь. Сейчас живут в городе, продолжают помогать батюшке: поют на богослужениях в селе Коряки.
Приписным священником в приходе Рождества Христова в Коряках до сентября 2011-го года являлся  иерей Владимир Богославский. Сейчас на приход назначен священник Дмитрий Бакуров. Два раза в месяц батюшка служит Литургию, регулярно совершает необходимые требы: панихиды, молебны, Крещение, Соборование, Причастие болящих на дому. Прихожане храма — не только жители села Коряки, но и поселков Зеленый и Геологи.

 

 

 

 

 В конце 2011 года Владыка Артемий посетил приход в Коряках, побывал в местной школе и осмотрел место строительства будущего храма. В настоящее время отец Дмитрий оформляет документы на строительство храма. Администрация выделила место на берегу реки Корякская. В начале лета планируется начать строительство.
Божией помощи!

 

 

Ксения Новоселова

 
Фото Ксении Новоселовой и Максима Боды

Метки: ,