Миссионерские будни: серединная Камчатка

Хорошо дома — тепло, уютно! Особенно, если непогода за окном разыгралась. И так не хочется никуда выходить. Никуда и не выходишь. Сидишь-читаешь. Например о том, как священники из Камчатского Свято-Пантелеимонова монастыря с миссионерским послушанием объезжают далекую Камчатку. Ту, которая в высоких снегах и трескучих морозах. Ту, где подчас нет храма и батюшку видят раз в год. Ту, куда, кажется порой, и не доехать…

День первый.

С раннего утра дул резкий порывистый ветер, который поднимал тучи снега, и заметал все вокруг. Внезапно наступило затишье. «Нужно собираться и ехать…» – скомандовал о. Федор. После обеда, закончив сборы, двинулись в путь. Путь предстоял неблизкий и не предвещал ничего хорошего, если бы мы попали в пургу. Многие нас отговаривали от поездки, ссылаясь на предупреждение МЧС о втором «ударе» стихии, но отец Федор был непреклонен. Ну а для нас, как говорится, оставалось послушание, которое, как известно выше поста и молитвы. Кстати, молиться нам пришлось всю дорогу. И нужно сказать, по молитвам о. Федора и иже с ним иеродьякона Александра из Оптиной пустыни и иеродьякона Макария произошло маленькое чудо… Непогода «пропустила» нас каким-то чудесным коридором и «разрешила» добраться до пункта назначения номер один — поселка Шаромы, обрушив после этого второй удар снегопада со всей своей силою.

Вечер. Шаромы.

Нас уже ждали. Вообще мы были «жданными» гостями. Мы привезли с собой пояски Пр. Богородицы, икону Блаженной старицы Матроны с частичкой мощей , и Крест с частицами мощей свт. Инокентия, свт. Димитрия Ростовского, вмч. и целителя Пантелеимона, Оптинских старцев. Община располагалась в небольшой квартирке, где в одной комнате был сооружен иконостас, в другой же продавались литература и свечи. В этом храме-квартире Литургия еще ни разу не служилась, поэтому мы были первыми, кто совершил таинство евхаристии в этом месте. Приехав, отслужили молебен, после чего батюшка сразу начал исповедовать, а о. Макарий и о. Александр начали готовиться к предстоящей на завтра Божественной Литургии. Было отдание праздника «Рождества Христова» и из пятнадцати человек присутствовавших причастилось около восьми. Община, несмотря на то, что их было мало, оказалось дружной и сплоченной. За те двенадцать лет существования общину покинули трое. Сказывается наличие сект в селе в особенности свидетелей Иеговы. Зато в этот раз на Литургию пришло шесть совершенно новых человек. Вот что значит – Богослужение, которого так не хватает в селе, и это проблема номер один не только этого села, но и многих других, где священника люди видят раз или два раза в год на большие праздники. Кстати, село Шаромы раньше называлось «Безбожники», название говорит само за себя, но сейчас ситуация с верующими совершенно другая, чем в те недалекие времена…

К сожалению, погода ухудшилась, и нам пришлось задержаться в Шаромах еще на сутки. Это известие принесло немалую радость верующим людям, так как был еще один вечер для исповеди и утром еще одна божественная Литургия…

День второй.

Жажда Богослужений и участие в таинствах — вот так кратко можно охарактеризовать состояние общины в Шаромах. Помимо этого существовали трудности и в помещении, где можно было собираться, и трудности психологического порядка, когда тебя твои односельчане воспринимают как ненормального сектанта, и трудности с постройкой храма, которого так не хватает и многое другое… Конечно же, общине нужен храм! Нужен священник! Нужна литургическая жизнь! Ну, а нам нужно было двигаться дальше. К середине дня нам удалось, наконец «выбраться» из поселка, и то только благодаря старосте общины, которая договорилась с местными трактористами расчистить нам путь до трассы.  На дороге нам встретился автомобиль, который выбросило в кювет, пришлось остановиться и помочь людям вытащить машину. К вечеру мы были в поселке Мильково.

Вечер. « Мильково».

Нас ожидали и не начинали всенощного бдения, так что по благополучном прибытии нашем сразу начали службу. Прихожане стали прикладываться к святыням, а отец Александр и отец Федор пели на клиросе. Иеродьякон Макарий служил в алтаре. Конечно же, служба с дьяконом и мужское пение украсило богослужение, в особенности, когда отец Василий, настоятель Богоявленского храма в селе, начал подпевать на «Честнейшей». Слух о том, что привезут святыни, быстро разлетелся по селу, и на утро пришло еще больше верующих людей.

День третий

На литургии о. Василий наоборот встал петь на клирос, а служащим священником был иеромонах Федор. Литургия прошла «на одном дыхании». Далее нас ожидала поездка в женскую и детскую подростковую колонию, которые находились здесь же, в Мильково. Верующих женщин собралось немного, но те, кто были, очень трепетно отнеслись к святыням. Отслужили молебен. Всем были роздано в подарок Святое Евангелие.

Нужно сказать о том, что мы совершали поездку во время святок, и поэтому подарки раздавались всем. Отец Василий показал место, где по проекту будет возводиться храм на территории колонии. Это было очень отрадно слышать, потому как для людей, проводящих свое время за стенами исправительной организации, это очень важно, это может быть единственной ниточкой для заключенных к исправлению своей жизни.

После обеда мы двинулись в дальнейший путь. За рулем нашей автомашины находился иеродьякон Макарий. И все что касалось переездов, было связанно именно с ним. Слава Богу, отец Макарий справлялся со своим послушанием на отлично. Нашей следующей остановкой был поселок Таежный.

Таежный.

Таежный – небольшой поселок километров в пятнадцати от трассы. Тихий, заваленный снегом, маленькие избы…Как в сказке «Морозко».  Убогий домик с крестом на коньке – это и есть храм.

Нас дружно и с интересом встречают дети, взрослые же смотрят на нас с некоторой настороженностью. Как обычно служим молебен и раздаем детям подарки, различные сладости и игрушки. Садимся пить чай, и только после этого вся настороженность по отношению к нам пропадает. Выясняется что мы ни какие-нибудь раскольники, а «свои» – православные. К сожаленью волна раскола Диамида прокатилась и здесь, посеяв свои семена, которые проросли и дали всходы. Община – дружная, почти все родственники, по национальности корейцы, русских мало. Отрадно было за ними наблюдать.

Они казались как дети, а их дети в свою очередь совсем малыши. Удивила их «открытость» и наивность. Поневоле приходил на ум Евангельский текст: «…Если не будете, как дети – не войдете в царство небесное…». Говорили о расколе, о бытовых трудностях, об удаленности от центра, опять же об отсутствии богослужений и таинств. И поражало то что, не смотря на все трудности, люди сохранили живую веру, сохранили молельный дом, и сейчас передают эту веру своим детям и внукам.

Встреча была теплой и уютной, и нам не хотелось покидать Таежный, но нужно было собираться, чтобы к вечеру попасть в село Атласово.

День четвертый. Атласово.

В Атласово прибыли благополучно. Нас встречали иеромонах Серафим и послушник Федор из нашего монастыря. Они находились тут уже давно, и все было готово к нашему приезду. Отслужив службу, староста общины помогла нас разместить на ночлег в местной поселковой больнице. На следующий день была Божественная Литургия, после чего посетили дом для престарелых людей, где старики могли приложиться к святыням. Мысль, что «окормлять» этих людей духовно было некому, как-то печально «висела» в воздухе….. что делать? Священника здесь не было…

Ну что ж, нам нужно было возвращаться. Путь был проделан неблизкий. Тем более нам предстояло заехать еще в два места. Это больница в поселке Мильково, в которую мы не заехали, но люди, узнав о святынях стали уговаривать о. Василия, чтобы мы обязательно побывали и у них, и община в пос. Пущино.

День пятый. Пущино.

В Пущино собралось достаточно много людей. Некоторые изъявили свое желание принять крещение. Тут же все было приготовлено к таинству, и отец Федор крестил двух человек. После этого заехали в детский дом. Пообщались с детьми, раздали подарки. На детей всегда трогательно смотреть, но на детей из приюта особенно. Нам были очень рады. Некоторые дети были без нательных крестиков и о.Александр трепетно повязывал тесьму и надевал на шею новенькие крестики, и даже подарил свой нательный, т.к. крестиков на всех не хватало. Вот собственно наша поездка на этом и заканчивалась. Кажется, сделано было реально мало дел но, в конечном счете – мы отслужили четыре Литургии, а это немалое количество причастников, окрестили двух человек, посетили тюрьмы и больницы, раздали множество подарков детям. Что- то все – таки было…

По материалам блога «Самый Восточный» (blogs.pravkamchatka.ru/inok)

 

 

Метки: , , , , , , ,